Конкурс «Дидактическая игра своими руками




Татьяна Белова

В марте 2016 года в нашем ДОУ организована и проведена выставка - конкурс "Дидактическая игра своими руками ". Целью конкурса мы ставили активизацию деятельности коллектива педагогов по подготовке и организации процесса воспитания и обучения через создание дидактических игр и пособий разной напрвленности. Задачи конкурса : 1. Создание в группах оптимальных условий для организации совместной и самостоятельной игровой деятельности с использованием дидактических игр .

2. Формирование интереса к познанию нового, через организацию игрового пространства группы.

3. Обогащение предметно – пространственной развивающей среды группы.

4. Сотрудничество педагогов и родителей в процессе гармоничного развития детей дошкольного возраста.

5. Выявление творческих способностей воспитателей, проявление инициативы и фантазии в создании дидактической игры .

Каждая игра сопровождалась пояснительной запиской, в которой объяснялись правила использования игры, возрастная категория, на которую она ориентирована, образовательная область, в которой данная игра или пособие может быть использовано. Практически все педагоги приняли участие в этой выставке. Были представлены дидактические пособия для занятий по ФЭМП, по речевому развитию, по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста, по физическому развитию. Оценивалось авторство дидактического пособия , безопасность, новизна, актуальность, соответствие возрастным особенностям, образовательная ценность материала. Результатом выставки стал фотоотчет.











Публикации по теме:

Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дидактическая.

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию идею изготовления дидактической игры своими руками. Описание:Дидактическая игра «Плоскостной.

Игра позволяет закрепить знания о животных,их внешнем виде и среде обитания. Из черной бумаги вырезала силуэт (тень)животного. Наклеивала.

Эту игру мы сделали своими руками вместе с детьми, вернее сначала это была и не игра вовсе. Как то раз мы делали картинки из соленого.

Дорогие друзья! Предлагаю вам игру из «знаменитых» крышек. Что только не придумывают, из них. Я тоже решила проявить свою фантазию и придумала.

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру для старших дошкольников, сделанную своими руками. Игра очень проста в исполнении.

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию игру, которую можно сделать самим. Нам понадобится умение шить,много терпения и различные.

https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра

«Один - много»

по русским народным сказкам

Подготовила воспитатель:

Калинина И.А.

Дидактическое пособие разработано для усвоения и дифференциации формы единственного и множественного числа существительных именительного падежа дошкольниками в игровой форме.

ХОД ИГРЫ:

Ребёнку предлагают самостоятельно разложить карточки – картинки.

Условие: возле домика с одним кругом надо положить один предмет, а возле домика, где несколько кругов, таких же предметов должно быть много.

После выполнения задания, ребёнок правильно называет один предмет и его множественное число, взрослый контролирует правильное употребление окончаний существительных в единственном и множественном числе.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Это пособие рекомендуется для занятий по развитию речи с детьми среднего и старшего дошкольного возраста! Такие занятия будут способствовать уточнению и расширению представлений дошкольников о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе, развитию связной речи!

Учить ребенка рассказывать - значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу речевого развития детей дошкольного возраста.

Использование наглядно-дидактического пособия для фланелеграфа "Времена года" поможет реализации сразу 4 задач:

1. обогащение словаря ребенка

2. развитие связной речи

3. развитие психических процессов (мышления, памяти. внимания) .

4. формирование пространственно-временных представлений.

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»

Дидактическое пособие

Подготовила воспитатель:

Калинина И.А.

Пальчиковый театр своими руками

Цель: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе пальчикового театра.

Задачи: Формировать умение детей разыгрывать небольшие постановки, сценки, сказки с помощью пальчикового театра;

Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас;

Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к театру.

Пальчиковый театр - это прекрасная возможность для Вашего ребенка сыграть сказку на своей ладошке. Он может одеть любого персонажа себе на пальчик и поиграть. А если малыш еще совсем маленький, за него это сделает мама, и на маминой ладошке оживут герои любимой сказки. Театр – это уникальный речевой и сенсорно–двигательный «тренажер». Фигурки пальчикового театра помогут развить подвижность пальцев обеих рук, освоить речь персонажей и научат ставить домашние мини–представления. Игру можно использовать для изучения счета, для знакомства с героями и сюжетом сказки, для ознакомления с понятиями «справа-слева», «рядом» и т.д., для развития речи и мелкой моторики рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Такие игрушки развивают интонацию, исполнительские умения, творческие способности в передаче образа героя из сказки. А еще маленькие фигурки пальчикового театра составят вам компанию во время прогулки или похода в поликлинику, в дороге. Они не займут много места в маминой сумке и помогут развлечь малыша.

Вязаный пальчиковый театр

Персонажи театра, вязаные пальчиковые куклы, придут на помощь при развитии подвижности пальчиков рук, помогут сыграть выразительный говорок персонажей и обучат устраивать домашние представления. Это так объединяет семью. Игру можно использовать, чтобы развлечь ребенка в очереди поликлиники, отвлечь его от переживаний, чтобы обучить его счету и чтению.

Театр на палочках

Для изготовления этого театра понадобятся палочки и силуэты персонажей, изготовленные из картона. Секрет игрушек в том, что каждый силуэт прикрепляется к палочке и персонаж приводится в действие благодаря ее повороту.

Театр на палочке интересен для детей не только тем, что он очень легок в изготовлении, но и тем, что действия можно изображать и за ширмой, и свободно передвигаясь по комнате.

Театр на фланелеграфе

Иллюстративное показывание с фланелеграфом дети слушают и смотрят с большим интересом. Их поражает необычность зрелища: картинки не падают, держаться на доске, как волшебные. Старшие дети сразу начинают интересоваться техникой изготовления картинок и самого фланелеграфа. Дети ещё больше удивляются, когда педагог им говорит, что такой театр картинок они сами могут показать малышам. Дети с увлечением начинают готовиться к предстоящему спектаклю.

Воспитанию ребенка в дошкольном возрасте нужно уделять немало внимания. Прежде всего, это нужно для того, чтобы корректировать и направлять развитие ребенка в правильном направлении, что сделает процесс развития личности гармоничным. Также важно, чтобы все практические приемы, которые используются для воспитания в дошкольном возрасте, были правильными и уместными и не вредили малышу.

Пособие для воспитателей детских садов: почему интернет не подходит?

Многие родители, которые водят своих чад в детский сад, и воспитатели по ошибке думают, что в поиске необходимого пособия можно рассчитывать на помощь всемирной паутины. В интернете и правда есть масса информации, однако далеко не все источники заслуживают внимания. Многие пособия очень ненадежные, а, следовательно, использовать методы воспитания, приведенные именно в таких источниках очень не желательно. Да и сам отбор нужной и стоящей информации займет уйму времени, иногда он даже не приносит ожидаемого результата.

Любой педагог, который занимается с детьми дошкольного возраста, хотя бы раз интересовался возможностью поиска действительно полезной литературы и пособий. И это не странно, ведь каким бы хорошим не был воспитатель, и насколько большим бы не был его опыт, а границ для самосовершенствования нет. И, безусловно, черпать мудрость нужно именно из книг и пособий.

Мотивация детей: для чего это нужно и нужно ли вообще?

Мотивация к деятельности — организационный момент занятия (для старших детей может быть внутри занятия). На этом этапе организуется позитивный настрой ребенка к творческой деятельности на занятии, а именно: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в творческую деятельность («хочу»), выделяется содержательная область («могу»): доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадка, беседа, в сообщение.

Все для воспитателя или последовательность развития способностей детей, по мнению авторов пособий

Первая часть занятия — коммуникативная деятельность. Этап общения. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Этот этап предполагает подготовку детей к творческой деятельности: актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для выполнения творческих заданий; тренировки соответствующих творческих операций. Рекомендации к проведению: коллективный полилог, коммуникативное взаимодействие, беседа, применение эмоционального компонента: «яркое пятно», похвала.

Вторая часть занятия — этап познавательной деятельности. Постановка задачи.

Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания). Планируются задачи на обогащение, актуализацию творческого опыта. Рекомендации: использование двигательной активности, материальных и материализованных моделей.

Третья часть занятия — этап творческой деятельности.

Первичное закрепление приобретенных знаний в творческой деятельности. Дети в форме коммуникативного взаимодействия решают творческие задачи. Рекомендации к проведению: коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию, соревнования, игровые ситуации.

Четвертая часть занятия — этап оценочно-контрольной деятельности. Постоянная работа по выбранному направлению творчества (рисование, конструирование, музыка, лепка). На этом этапе занятия используется индивидуальная форма взаимодействия: старшие дошкольники самостоятельно выполняют творческие задания на применение нового способа действий, самостоятельно оценивают собственные творческие работы.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, что способствует привлечению детей к дальнейшей творческой деятельности. После завершения фиксируется ступень соответствия поставленной цели и результатов творческой деятельности и определяется цель последующей творческой деятельности.

Использование в обучении детей дошкольного возраста игр интерактивного характера (игры на взаимодействие) делает повышение групповой творческой активности, которая основывается на определении каждого члена группы в той или иной ситуации, на поощрении поиска проблемного решения.

Авторитетные пособия для воспитателей детских садов очень часто приводят интересные методики и методы работы с детьми. Ниже представлены этапы интерактивных занятий, которые очень часто можно найти в пособиях, и которые может использовать любой педагог.



Этап общения. Мотивация. Презентация темы занятия.

Цель – сфокусировать внимание детей на творческом задании и вызвать интерес к нему; обеспечить понимание детьми содержания творческой деятельности, то есть того, чего они могут достичь на занятии, чего от них ожидает воспитатель. Использование вопросов, коротких историй, небольших задач-проблем (до 3 мин.).

Этап познавательной деятельности. Получение необходимой информации

Цель – дать детям достаточно информации для того, чтобы на ее основе выполнять творческое задание (актуализация знаний). Уместно небольшой опрос (до 5 мин.).

Этап творческой деятельности

Интерактивное упражнение — центральная часть занятия. Цель — овладение творческими видами деятельности. Последовательность проведения этого этапа: инструктирование — ознакомление с целью и правилами творческой деятельности, последовательности последовательность действий и количеством времени на выполнение творческого задания; выяснения необходимости индивидуальной помощи; объединение в группы по определенному признаку (критерию) или распределение ролей выполнение творческого задания (воспитатель — организатор, консультант ведущий, находится рядом) презентация результатов работы (до 12 мин.)

Этап оценочно-контрольной деятельности.

Цель: обсуждение с целью освещения проделанной творческой работы, обратить внимание на совпадение (или наоборот) ожидаемых и полученных результатов. Вопросы к детям: что нового узнали; как это можно будет использовать и тому подобное (до 3 мин.).

Систему задач, предлагаемых детям, можно условно назвать «О чем мы узнали? Чему мы научились? ». Приводим варианты вопросов для беседы: чему научились? Что нового узнали? Каким способом? Где будут применены? Какое творческое задание для тебя оказалось самым интересным? Какие открытия сделал для себя? Чему новому ты научился? Что тебя удивило? Какие новые игры тебе понравились? Вспомни, кто кому помог на занятии? Что запомнилось больше всего? Где возникло осложнение? Чем именно ты гордишься после занятия? Чего на занятии тебе не хотелось делать? Почему? Что тебе не удалось на занятии? Какие результаты группы? (Мои собственные)? Кого можно похвалить? Перед кем ты хотел бы похвастаться успехами? Возможно использование специальных сигналов — цвета, знак, шкалы для обозначения степени достижения поставленной цели деятельности.

Принцип доминанты: что говорят об этом в пособиях?

Принцип доминанты на занятии с детьми реализуется, когда воспитатели уделяет внимание какому-то вопросу, проблеме, раздела, то есть делается акцент только на одном (любом) виде творческой деятельности с детьми (этот вид доминирует). Другие виды деятельности выступаю как вспомогательные. К средствам обучения относим: культурная творческая среда, общения взрослого и ребенка, специально организованные занятия.

При определении и формулировке цели, кроме приоритетной цели — развитие творческих способностей, — воспитателю необходимо задавать характер игр и упражнений, что обязательно должны меняться от занятия к занятию, позволяя разнообразить творческую деятельность ребенка, сохраняя и поддерживая ее положительные эмоции. Какие-либо игры только тогда дают результаты, когда дети играют в них с интересом, увлеченно. Так же и творчество — это всегда интересно, увлечение.

Если любое дело ребенка рассматривать как своеобразную игру-творчество, то в ней будут развиваться такие важные характеристики творчества, как:

  • скорость мысли — способность к генерированию наибольшего числа идей, фактически — количество идей, проистекает единицу времени;
  • гибкость мышления — способность легко переходить от полярных по содержанию явлений одного класса к другому;
  • оригинальность — способность формулировать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от общепринятых;
  • разработанность — умение просто генерировать идеи, но и творчески разрабатывать их,
  • смелость — способность принимать решения в ситуациях неопределенности;
  • любознательность — открытость и интерес ко всему новому, умение замечать необычное во всем обычном, удивляться ему.

Среди путей развития творчества, познавательной активности, самостоятельности, самореализации детей следует назвать необходимость использования в работе с дошкольниками разнообразных задач. Это могут быть задачи учебного, развивающего, познавательного, интеллектуального, трудового, творческого характера.

Как видим, воспитание детей – это насколько сложный и многогранный процесс, что обойтись без специальной литературы даже самому опытному преподавателю будет крайне сложно. В этом и состоит необходимость выбора авторитетного пособия для воспитателя детского сада. Именно пособие во время воспитательного процесса будет этаким путеводителем, который не даст уйти с правильного направления и позволит получить высокие результаты.

Какие творческие задачи для детей дошкольного возраста можно ставить?

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста – это одно из приоритетных заданий педагога. Чтобы добиться максимального результата, ему необходимо специальное пособие.

Исходя из анализа педагогических аспектов психолого-педагогических творческих заданий, а также учитывая особенности развития познавательной активности ребенка дошкольного возраста, учеными была разработана классификация творческих задач. При этом были учтены присущие дошкольникам виды деятельности, которые предусматривают проявление творчества (изобразительной, словесной, музыкальной, математической). Таким образом, авторитетными специалистами были выделены следующие виды творческих задач (часто встречаются в специальных пособиях для педагогов и могут быть использованы на практике):

  • изобразительные творческие задания на рисование разными материалами; различную технику исполнения рисунка; окончания начатого рисунка(когда задается определенный набор линий) рисования с закрытыми глазами;
  • музыкальные творческие задания на придумывание юморесок;
  • Пение песенок «разными голосами»;
  • сочинения танцев под музыку;
  • пантомимические передачи образов вроде «необычных танцев», игра в шумовом оркестре;
  • словесные творческие задания на подбор рифмы, составление начала и окончания стиха; фонетическое отличие звуков и подбор вариантов их применения; задачи в стихах-диалогах; задачи-загадки
  • логико-математические задачи вариативного характера с формами, величинами, числами;
  • творческие задания комбинированного типа.
  • например, на слушание «волшебных звуков», их дальнейшую интерпретацию в движениях, словесной или изобразительной дельности.

Как показывает анализ научно-педагогической и психологической литературы развитие творческих способностей детей дошкольного возраста возможно при таких условиях:

  • обеспечение личностно-ориентированного характера педагогического взаимодействия;
  • педагогическое стимулирование творческой самореализации в процессе игровой деятельность, создание эмоционально благоприятной учебно-воспитательной среды;
  • поэтапность включения дошкольников в творческую деятельность (интерпретация, импровизация) введение элементов интеграции искусств в учебно-воспитательный процесс;
  • соблюдение принципов системности, доминантности и вариативности;
  • применение разработанных форм;
  • соблюдение технологии проведения урока.

Дидактическая игра

«Подбери предмет»

Дидактические задачи: Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей; через содержание картинок закреплять знания детей о предметах. Развивать сообразительность, внимание, логическое мышление.

Материал: Картинки предметов с недостающими элементами, элементы предметов.



Способ изготовления игры: Картон белый размер А-4, фломастеры цветные, ножницы. На картоне рисуются и раскрашиваются предметы с не достающими элементами предметов. Рисуются, и вырезаются элементы предметов.

Ход:

Детям предлагаются рассмотреть внимательно картинки и подобрать соответствующие недостающие элементы картинок.

Дидактические игры

«Собери капельки»

«Выложи цветок»

Дидактические задачи: Учить детей различать основные цвета, закрепить в активном словаре их названия. Развивать мелкую моторику рук, умение доводить начатое дело до конца.



Материал: Модели стаканчиков, цветков, разноцветные кружочки.

Способ изготовления игры: Картон белый, фломастеры цветные, ножницы. Из картона вырезаются модели стаканчиков и рисуется капелька определенного цвета на дне стаканчика. На картоне рисуется модель цветка определенного цвета.



Ход:

Детям предлагаются собрать капельки по цвету совпадающей с капелькой в стаканчике. Можно усложнить игру соревновательным характером, кто быстрее и больше соберет капелек.

Детям предлагается выложить цветок по цвету.

Дидактические игры

«Найди клубок»

«Рыба на тарелке»

Дидактические задачи: Закреплять основные цвета и назначение предметов. Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.

Материал: Модели рукавиц, клубков, тарелок, рыб.



Способ изготовления игры: Картон цветной, фломастеры цветные, ножницы. Из цветного картона вырезаются модели рукавиц, клубков, тарелок, рыб.



Ход:

Детям предлагаются подобрать по цвету клубок для рукавиц, тарелку для рыбы. Дети объясняют свой выбор данных предметов и называю цвет.

Дидактическое пособие

«Пальчиковый театр»

Дидактические задачи: Развивать диалогическую речь, сочетать слова с действиями и добиваться, чтобы речь детей была выразительной.



Материал: Силуэт руки, пальчиковый театр, ширма.

Способ изготовления игры: Подставка (силуэт руки) вырезана из ДВП, пальчиковый театр (герои сказок) сшиты из лоскутков разной ткани.

Ход:

Детям предлагается обыграть любую сказку с помощью пальчикового театра. Роли распределяются на начальном этапе воспитателем. А затем дети самостоятельно могут выбрать роль сказочного героя.

Дидактическое пособие

«Ботинок»

Дидактические задачи: Учить шнуровать ботинки и завязывать шнурки. Развивать мелкую моторику, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца. Воспитание сосредоточенности, целеустремленности.

Материал: модель ботинка, разноцветные шнурки.



Способ изготовления игры: модель ботинка выпилена из строительного материала и покрыта лаком.

Ход:

Детям предлагается зашнуровать ботинок разными способами, затем завязать узелок и бантик. Словесный анализ выполнения работы и поощрение за достижение цели.

Дидактическое пособие

«Дуй ветерок»

Дидактические задачи: Совершенствовать правильное физиологическое дыхание. Развивать умение выдыхать длинную и короткую струю воздуха. Развивать силу вдоха и выдоха воздушной струи.





Материал: подставка с предметами из разного материала.

Способ изготовления игры: из тонких реек делается подставка на которую подвешены предметы, изготовленные из разного материала (предметы должны быть легкие, тяжелые)

Ход: Детям предлагается сделать глубокий вдох и выдох с такой силой, чтобы от силы струи воздуха предметы на подставке зашевелились. Совместно с детьми сделать вывод: что на легкие предметы достаточно слабой струи воздуха, а на более тяжелые предметы нужна сильная струя воздуха при выдохе. Во время выполнения задания обращать внимание, чтобы дети вытягивали губы трубочкой и не раздували щеки.

Дидактическое пособие

«Дощечки»

Дидактические задачи: Закреплять зрительный образ предметов, цифр, букв совершенствовать мелкую моторику пальцев рук. Развивать воображение, фантазию. Воспитывать интерес к обучающим играм.

Материал: дощечки с разноцветными иголочками, цветные резиночки.



Способ изготовления игры: из строительного материала вырезаны деревянные дощечки 20×20 см, затем разноцветные иголочки втыкаются в дощечки на одинаковом расстоянии.

Ход: На первом этапе воспитатель знакомит детей с пособием, показывает образец изображения силуэтов предметов, буквы, цифры, чтобы вызвать интерес у детей. Затем показывает способы выполнения работы, сопровождая словесным объяснением. На следующем этапе предлагает детям выполнить задание самостоятельно. Ребенок натягивает резиночки на гвоздики и создает силуэты предметов, буквы, цифры.

Норец Людмила Викторовна

воспитатель МБДОУ ЦРР-д/с №27 «Сказка»

Республика Хакасия, Россия.

Штундер Марина Петровна

воспитатели МБДОУ ЦРР-д/с №27 «Сказка»

муниципального образования г. Саяногорск,

Республика Хакасия, Россия.