Консультации для родителей в подготовительной группе. Консультация для родителей детей подготовительной группы




Консультация для родителей подготовительной группы

Кризис шести-семи лет

Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проявлениям. Основной его причиной является то, что дети исчерпали развивающие возможности игр. На всем протяжении дошкольного детства игра была не просто любимым занятием мальчиков и девочек, она являлась стимулом к их прогрессивному поступательному развитию и важнейшим условием его осуществления. Через нее дети осваивали различные социальные роли и отношения, совершенствовали свои умения, оттачивали интеллект, учились управлять своими эмоциями и поведением. Через игровое взаимодействие с различными предметами они познавали окружающий мир. Но рано или поздно наступает момент, когда воображаемые игровые обстоятельства, предметы-заменители и игрушки, «невсамделишние» персонажи и роли уже не могут заполнить разрыв между простейшими утилитарными знаниями и умениями дошкольников и их потребностью познать мир во всей его полноте и сложности, уяснить скрытую от восприятия внутреннюю причинность событий, научиться предвидеть результаты собственных разнообразных воздействий. Дети стремятся стать равными взрослым, которые обладают, по их мнению, уникальными, бесценными качествами всезнания и всемогущества. Ведь именно взрослые знают ответы на все вопросы, именно им все позволено, именно они решают, как будет протекать жизнь окружающих их людей, какие события желательны, а какие нет.

В стремлении стать взрослыми дети уже прошли несколько ступеней. Они опробовали такие приемы, как пребывание в одной ситуации со взрослыми («Папа, можно, я вместе с тобой буду?., пойду?..»), подражание их поведению и действиям («Мама, можно, я тоже попробую?..»), принятие на себя роли взрослого в сюжетно-ролевой игре в семью, в магазин, в больницу и т. п. Однако достигнутый ребятами уровень интеллектуального развития позволяет им ясно осознавать, что эти приемы оказались недостаточными для того, чтобы действительно стать равными мамам и папам. Они понимают, что собственного опыта им явно недостаточно. Отсюда берет свое начало тяга детей к теоретическим обобщенным знаниям, которые не ограничиваются опытом одного человека, а накоплены человечеством в целом. Знания эти не явные, они скрыты, зашифрованы, и, чтобы проникнуть в суть различных теоретических знаков и символов, детям требуются помощники. Но кто возьмет на себя эти обязанности, детям пока неизвестно.

Ситуация «хочу и не могу» старших дошкольников явно не устраивает. Они выбирают самые разнообразные формы протеста для выражения своего недовольства, ведь чем старше становятся дети, тем обширнее репертуар их действий. Например, ребенок начинает проявлять ревность и подозрительность в отношении родителей и других взрослых членов своей семьи. Девочки и мальчики навязчиво преследуют пап и мам, стараются не оставлять их наедине друг с другом, наивно полагая, что именно в эти моменты взрослые обмениваются какой-то особой информацией, скрытой от детей. Другой распространенной формой протеста является негативизм (отрицание). Он действует в отношении прошлого ребенка. Девчонки и мальчишки с недоверием относятся к тому факту, что когда-то они были малы, глупы и беспомощны. Это недоверие, психологическое отрицание распространяется на предметы одежды, которыми они когда-то пользовались, на их старые игрушки, книжки, высказывания. Им не верится, что раньше занятия кубиками, куклами, машинками доставляли им явное удовольствие, что это их каракулями изрисованы страницы книг. Все то, что два-три года назад вызывало восторг и восхищение, ныне вызывает у них лишь скептическое удивление. Былые любимцы валяются, пылятся по углам, свалены в кучу в ящиках. И хотя дети по-прежнему с восторгом рассматривают витрины, прилавки с игрушками, но привлекает их лишь разнообразие товаров, их сравнительная стоимость. Ребята тянутся к новой деятельности, игрушки уже не способны увлечь их по-настоящему.

Часто дошкольники доходят до актов непреднамеренного вандализма. Так они пытаются переделать, усовершенствовать то, что имеют. Взрослые же воспринимают их действия как поломку, коверканье хороших вещей. Например, девочка стаскивает с куклы нарядное платье и наряжает ее в обрывки тюлевых занавесок, которые для нее символизируют бальный наряд, а для прочих лишь каприз и своеволие. Попытки изменить кукле прическу приводят к тому, что та лишается половины волос. Мальчики подвергают переделке свои старые машины, пытаясь создать из нескольких моделей одну супер-конструкцию. Довести начатое дело до конца им удается далеко не всегда. Как результат — груда пластмассового и металлического лома. Все это не вызывает восторга у взрослых и родителей. Они упрекают своих отпрысков в отсутствии бережливости, неряшливости и расточительности. При этом дети выходят за рамки обычного послушания. Их не устраивают родительские указания — поиграл и убери, посмотрел и поставь на место. В присутствии взрослых старшие дошкольники часто вообще отказываются заниматься с игрушками.

Кризис конца дошкольного детства может начинаться даже в 5—5,5 лет. Тогда он протекает более очевидно и болезненно. Если же время приближено к началу занятий в школе, то он может пройти сглажено, почти незаметно для окружающих. Средством преодоления негативных проявлений кризиса является создание условий для начала освоения ребенком учебной деятельности, где он может овладеть теоретическими знаниями, прежде всего азбукой, письменностью и счетом. Ведь в период кризиса формируется готовность к школьному обучению. И в этом состоит его положительное значение. Попытки многих родителей приобщить своих детей к научно-теоретическому знанию (как можно раньше научить читать, составлять слоги и слова, писать, выполнять арифметические действия, благо соответствующих книг, пособий, игрушек сейчас хоть пруд пруди) заканчиваются неудачей именно потому, что по срокам не совпадают с кризисом конца дошкольного детства. Ребята охотно играют кубиками и буквами и цифрами, с огромным любопытством рассматривают красочно оформленные азбуки для самых маленьких. Но очень скоро они охладевают к этим занятиям, поскольку еще не миновали период игр-драматизаций. Их воображение пока господствует над разумом. Попытки же взрослых закрепить, отработать, казалось бы, сформированные умения ведут к упрямству и капризам.

И только совпадение по срокам систематического обучения науками (в школе или в домашних условиях) с кризисом 6—7 лет, то есть моментом, когда игра исчерпала свои развивающие возможности и на смену игровой мотивации пришла глубокая познавательная мотивация, а вместе с ней и готовность к обучению, дает стойкие положительные результаты. Если дети охладели к играм и забавам, дайте им в руки книжную премудрость, оградите их от житейских забот, и тогда вы получите колоссальный толчок к их дальнейшему развитию. Оно теперь будет направлено на повышение уровня интеллекта и возможностей саморегуляции. Ребята вновь обретут желание подчиняться взрослым, слушаться их, но лишь в ситуациях учебной деятельности. Непререкаемым авторитетом для них станет тот, кто поможет им войти в мир научного знания. Но этим лицом не всегда уже будут родители. На их место встанет учитель, педагог, ведущий детей к новому знанию.

Кризисы (и кризис семи лет) занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, а редко два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисные периоды носят бурный, стремительный, "революционный” характер. При этом в очень короткий срок ребенок меняется весь. Кризис возникает на стыке двух возрастов и является завершением предыдущего этапа (в данном случае дошкольного) и начала следующего (школьного).

Старший дошкольный возраст это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребенок резко меняется и становиться более трудным в воспитательном отношении. Эти изменения носят более глубокий и сложный характер, чем в кризисе трех лет.

Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость и др.). Наряду с этим проявляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения, паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребенок ходит «вертлявой» походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый шутовской характер, вызывающий не улыбку, а осуждение. По мнению Л.С. Выготского, такие особенности поведения семилеток свидетельствуют об "утрате детской непосредственности”. Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражения этих желаний поведении представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этом возрасте можно условно описать схемой "захотел - сделал”. Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и "внутри”. Его поведение понятно и легко "читается” окружающими.

Утрата непосредственности и наивности в поведении дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы выливается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: «захотел - осознал - сделал».

Осознание включается во все сферы жизни семилетнего ребенка: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности. Возможности осознания у ребенка семилетнего возраста еще очень ограничены. Это только начало формирования способности к анализу своих переживаний и отношений, в этом старший дошкольник отличается от взрослого человека. Наличие элементарного осознания своей внешней и внутренней жизни отличает детей 7 года от младших детей, а кризис семи лет от кризиса трех лет. Одним из достижений семилетнего кризиса является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. Ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других деятельность. Ребенок «выпадает» из привычной жизни, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. Появляется стремление детей к социальному положению школьника и к учению, как к новой социально значимой деятельности (в школе - большие, а в детском саду только маленькие), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то обязанности стать помощником в семье.

Существует связь кризиса семи лет и успешности адаптации детей к школе. Дошкольники, в поведении которых до поступления в школу замечены симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньшие трудности, чем те дети, у которых кризис семи лет до школы никак не проявлялся. Родители замечают, что «ребенок вдруг испортился», «всегда был послушным, а сейчас как будто подменили», капризничает, голос повышает, дерзит, «кривляется» и т.д. Из наблюдений: дети подвижны, легко начинают и бросают игру, требуют внимание взрослых, спрашивают о школе, предпочитают совместными со взрослыми занятия игре. Они характеризуются как «очень активные, нуждающиеся в контроле, неусидчивые, непослушные почемучки». Такие дети, придя в школу, адаптируются за короткий период.

Сейчас говорят о смещении границ кризиса семи лет к шестилетнему возрасту. У некоторых детей появляется негативная симптоматика к пяти с половиной годам, поэтому сейчас говорят о кризисе 6-7 лет.

Создано: 09.04.2017

«Семья в подготовке к школе» Что означает готовность ребенка к школе?

Уж очень мы хотим видеть наше обожаемое дитя умным, развитым не по годам и никогда не задумываемся, что даем детям неимоверную нагрузку, несвоевременные знания. А ведь неправильными действиями, неумелыми приемами можно навсегда лишить маленького человека желания учиться. Если у ребенка нет такого желания, это говорит о его неготовности к обучению в школе. Путь развития каждого ребенка разный, поэтому дети приходят в школу с разным багажом знаний и умений. Каждый из детей научится и читать, и писать, но к моменту поступления в школу важно иметь способность воспринимать и усваивать новый материал, то есть быть готовым к обучению. Очень важно, чтобы ребенок был физически готов к школе. То есть все параметры его развития не должны иметь отрицательных отклонений от нормы и даже иногда несколько опережать ее. Появление полезных двигательных качеств (ловкости, быстроты, точности и др.), развитие грудной клетки, мелкой мускулатуры пальцев рук. Это служит гарантией овладения письмом. Также важна психологическая готовность ребенка к школе. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в желании малыша учиться, умении преодолевать препятствия, управлять своим поведением, установлении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, сформированности таких качеств, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, настойчивость. Психологическая готовность ребенка к школе предполагает сформированность памяти, внимания, мышления, познавательной активности, познавательных интересов. Постарайтесь научить ребенка не бояться трудностей. Расскажите ему, что трудное порой бывает очень интересным и познавательным. Что еще нужно для подготовки ребенка к школе? Будущий школьник должен хорошо владеть навыками и привычками культурного поведения: уметь вести себя с незнакомыми людьми, не стесняясь отвечать на вопросы и самому задавать их взрослым и товарищам. Ребенок должен владеть также элементарными навыками самообслуживания и личной гигиены. Научиться всему этому помогают строгий режим дня и выполнение постоянных обязанностей по дому. Чем старше ребенок, тем внимательнее он следит за постоянством и обоснованностью предъявляемых ему требований. И, если отношение к ним складывается недостаточно уважительное, оно легко переносится и на требования, предъявляемые школой. При подготовке к школе ребенку важно знать, для чего он должен учиться читать, писать, считать. Если цель временная (получение хороших оценок, одобрение взрослых), то желание ребенка тоже временное. Если же цель продолжительная (стать умнее, научиться чему - либо, достичь чего - либо), то и желание будет превращаться в жизненную цель. Осталось только подготовить ребенка к школе интеллектуально. Многие родители считают, что именно это является главной составляющей в подготовке к школе, а основа ее - обучение детей навыкам письма, чтения, счета. Это убеждение, дорогие родители, и является причиной ошибок многих при подготовке детей и разочарований при отборе в школу. В последние несколько десятилетий мы наблюдаем повальное увлечение ранним обучением детей чтению. Ребенок, рано научившийся читать, обычно для родителей предмет гордости. Число детей, у которых нет интереса к чтению, растет. Возникает парадокс: начинаем учить читать все раньше и раньше, а любителей книги все меньше и меньше. Знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Дошкольнику необходимо понять, что существуют определенные знаки (рисунки, чертежи, цифры, буквы), которые замещают реальные предметы. Постепенно такие рисунки - чертежи становятся все более условными, и у детей возникает та самая знаковая функция сознания, о которой мы с вами говорим. Эти символы помогают перейти к буквенному периоду обучения, но сначала звуковой анализ слова - когда дети сознательно, намеренно определяют место звука в слове. Этап добуквенного обучения грамоте требует много времени и сил. Его не следует стремиться сократить - ведь от этого этапа зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения. Систему знаний ребенку предстоит усвоить при помощи речи. Поэтому обратите внимание на речь сына или дочери, в первую очередь на: . правильность произношения звуков; . умение различать звуки на слух; . владение элементарными навыками звукового анализа слов; . словарный запас ребенка (примерно 2000 слов); . грамматически правильный строй речи; . умение пересказывать тексты; . умение отвечать на вопросы и задавать их. Все дети очень любознательны, их интересует все новое, они задают много вопросов, порой рассудительны не по годам. Как важно нам взрослым, не погасить эту искорку интереса к окружающему, неизвестному миру, а поддержать ее своим живым участием. Поэтому рассказывайте своему ребенку интересные истории, читайте познавательную литературу, объясняйте различные явления природы. Это способствует расширению кругозора, развитию любознательности, воспитанию интересов. Также рассказывайте ребенку о школе, об учителях и, самое главное, о знаниях, которыми он овладеет в школе. Все это вызовет желание учиться, сформирует положительное отношение к школе. И не забывайте, что даже хорошо подготовленные дети нуждаются в помощи родителей. Дошкольнику по - прежнему нужны мама, ее любовь, ласка, помощь и совет. Ему также хочется погулять с друзьями во дворе, поиграть с любимыми игрушками, посмотреть мультфильмы. Пусть ваш ребенок больше общается с детьми, играет в игры с правилами, больше рисует, конструирует из любых материалов, складывает мозаики, пазлы, кубики. Не ограничивайте деятельность малыша запретами, а направляйте ее в нужное русло. Дайте возможность наиграться, побыть ребенком, заслуженно, в отведенное, природой, время. Так он быстрее приготовиться к учебной деятельности. Задавайте ребенку как можно больше вопросов. Не давайте ему готовых ответов, потому что они убивают стремление к познанию. Приобретите кубики с буквами, цифрами, дидактические тетради, но не заставляйте ребенка заниматься по ним, как на уроке, - выполняйте задания вместе. А главное - поддержите в будущем первокласснике уверенность в себе, обеспечьте необходимый ему эмоциональный комфорт. Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними во много раз легче. Не жалейте время для детей, Разглядите взрослых в них людей, Перестаньте ссориться и злиться, Попытайтесь с ними подружиться. Постарайтесь их не упрекать, Научитесь слушать, понимать. Обогрейте их своим теплом, Крепостью для них пусть станет дом. Вместе с ними пробуйте, ищите, Обо всем на свете говорите, Их всегда незримо направляйте И во всех делах им помогайте. Научитесь детям доверять - Каждый шаг не нужно проверять, Мненье и совет их уважайте, Дети - мудрецы, не забывайте.

Сентябрь

1. Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 6 -7 лет».

2. Фотостенд с рассказами об отдыхе летом «Ах, лето!».

3. Выставка «Щедрые дары осени» (поделки из овощей и природного материала).

4. Консультация «Введение ребёнка в школьную жизнь».

5. Родительское собрание «Взаимосвязь детского сада и семьи в подготовке к обучению в школе».

6. Анкетирование «Готовность ребёнка к школе».

7. Занятие с родителями «Сказочное слово в семье».

Октябрь

1. Консультация «Рецепты победного учения».

2. Встреча с психологом по теме «Мы ответим, спрашивайте!».

3. Памятка «Что необходимо вашему ребёнку для бассейна».

4. Консультация «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней».

5. Практикум «Игры со звуками и буквами».

6. Занятие с родителями «Напутственное слово в семье».

Ноябрь

1. Изготовление газеты «Айболит».

2. Консультация «Готова ли ваша семья к школе?».

3. Памятка «Осторожно дорога!».

4. Акция «Позаботимся о птицах» (изготовление кормушек).

5. Беседа с родителями на что необходимо обращать внимание при выборе книг для детей.

6. Консультация «Соблюдение ПДД в осенний период» .

Декабрь

1. Консультация «Ребёнок в группе сверстников».

2. Приобретение новогодних подарков для детей.

3. Беседа «Карнавальный костюм вашего ребёнка».

4. Консультация «Общаемся на равных».

5. Занятие с родителями «Светлый образ».

6. Новогодний утренник.

7. Акция «Защитим ёлочку, колючую иголочку».

Январь

1. Практикум «Фольклор в жизни вашего ребёнка».

2. Беседа с родителями о дополнительном посещении кружков, школ, уроков.

3. Родительское собрание «О здоровье всерьёз».

4. Консультация «Выходной, выходной папа целый день со мной».

5. Консультация «На пороге школы».

6. Привлечь родителей к участию в оформлении зимнего участка.

Февраль

1. Выставка игр способствующих развитию познавательных интересов детей.

3. Праздничное поздравление папам (утренник).

4. Консультация «Неврозы у детей дошкольного возраста».

5. Тренинг «Поразмышляем, понаблюдаем».

6. Беседа с родителями о профилактике респираторных заболеваний.

7. Занятие с родителями «Мастера и рукодельницы».

8. Привлекать родителей к расчистке участка от снега.

Март

1. Оформление газеты «Моя мама – лучшая на свете».

2. Праздничное поздравление мамам (утренник).

3. Консультация «Двигательная активность и здоровье детей».

4. Памятка «Советы по воспитанию мальчиков».

5. Практикум «Самомассаж», «Гимнастика для глаз».

Апрель

1. Выставка литературы, способствующей развитию мыслительной деятельности.

2. В родительскую копилку «Чтобы ребёнок слушался».

3. Памятка «Готовность руки к письму».

4. Консультация «Семь раз отмерь».

5. Занятие с родителями «Семейные традиции».

6. Привлечь родителей к организации огорода на окне.

1. Консультация «Родительская мудрость».

2. Памятка «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу».

3. Рецепты победного учения (папка – передвижка).

4. Беседы «Навыки письма».

5. Ширма «Что купить первокласснику».

6. Родительское собрание «Скоро в школу».

7. Утренник «До свиданья детский сад».

Нравится 0 Плохо 0

«Слышит ли рука глаз?» консультация для родителей и воспитателей


Описание: предлагаю вам консультацию «Слышит ли рука глаз?». Данный материал будет полезен и для воспитателей и для родителей детей подготовительной группы.
Развитие движений часто рассматривается как одна из составляющих физической готовности ребенка к школе, однако и для психологической готовности она имеет большое значение. Действительно, мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал так быстро при письме.

У него должно быть сформировано умение внимательно рассмотреть предмет или картинку, выделить ее отдельные детали. Эти умения во многом есть уже у 4-5 летних детей. Однако нам с вами надо обратить внимание не на отдельные движения рук или глаза, а на их координацию между собой, то есть на зрительно- двигательную координацию, которая также является одной из составляющих (уже последней) школьной готовности.
В процессе учебы ребенок часто одновременно смотрит на предмет (на доску) и списывает или срисовывает то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому так важны согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы, как бы «слышали» ту информацию, которую им дает глаз.

О трудности координации говорит тот факт, что многим детям рисовать по памяти легче, чем с натуры, так как в последнем случае внимание «раздваивается» и они не могут скоординировать действия глаза и руки. Как же нам научить этому своего ребенка, если в особенно сложных случаях такое задание может быть трудным и для взрослого человека? Прежде всего, нам помогут графические диктанты; выполнение заданий в тетрадях в клетку. Предложите детям срисовать фигуры по клеточкам; обвести и раскрасить буквы, цифры; срисовать по точкам разнообразные по сложности фигуры; продолжить рисунок, соблюдая закономерность.
Любое задание на копирование геометрических фигур, простейших схем, букв или цифр очень поможет вам и вашему ребенку в развитии необходимых навыков. Помогают игры, задания, упражнения, особенно по заданному образцу:
- с конструктором: крупным и мелким строительным материалом.
- из счетных палочек (составление фигур)
-«рисование ниточкой» по бархатной бумаге и др.
Задания, которые даются детям при поступлении в школу, направлены как раз на выявление тех качеств, которые необходимы детям в школе.
Становится ясным и то, что задания эти не произвольны и не так уж трудны. Дети, которые достаточно подготовлены к школе, легко справляются.
Педагогическая готовность к школе включает такие моменты как:
- хорошо подготовленная к письму рука
- умение правильно держать ручку, карандаш.
Выполняя подобные задания, дети разовьют зрительное восприятие, логическое мышление, память, мелкую моторику.

Консультация для родителей «Использование самомассажа для оздоровления детского организма»