Сообщение для педагогов «Любовь к Родине начинается с любви к родному краю. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду




Введение. «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…» Это слова писателя К.Г. Паустовского, непревзойдённого мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе.

Слайд 4 из презентации . Размер архива с презентацией 6347 КБ.

Литература 6 класс

краткое содержание других презентаций

«Диккенс «Рождественская песнь в прозе»» - Выжимать соки. Восприятие Рождества героями. Жанровые особенности святочных рассказов. Звенья одной цепи. Как герои говорят о Рождестве. Рождество Христово. Чарльз Диккенс. Знакомство с особенностями жанра. Безнадежный грешник. Портрет Эбенезера Скруджа. Словарная работа. Греховодник. Словарь русского языка. Значения слов. Творческая работа. Рождественская песнь в прозе. Святочные рассказы. Цепь, которую таскаешь сам.

«Портретный очерк» - Ярмарка. Герой. Микротема. Представление о жанре. Борис Михайлович Кустодиев. Значимый факт. Автор. Упражнение. Композиция очерка. Портрет Федора Ивановича Шаляпина. Тип речи. Творческая работа. Уголки русской провинции. Задача очерка. Приёмы сжатия текста. Содержание текста. Сущность. Мой Серёжа. Знакомство с фрагментом. Познакомить учащихся с особенностями портретного очерка. Составные части. Документальный очерк.

«Стихотворение Лермонтова «Парус»» - Море волнует человека. Черкес. Задания к тексту. Детство Лермонтова. Слово. Автопортрет. Необычный порядок слов. Поэт. Пушкин. Михаил Юрьевич Лермонтов. Воспоминание о Кавказе. Вид Тифлиса. Парус.

«Сказка Андерсена «Снежная королева»» - Старушка. Озвучьте рисунок. Обобщающий урок по сказке Г. – Х. Андерсена «Снежная королева». Угадай героя по описанию. Разбойница. Старая разбойница. Ученики тролля. Герда. Авторы сказок. В мире много сказок. Объясните пословицы. Чары Снежной королевы. Маленькая разбойница. Кому из героев принадлежат эти вещи. Рассказ Ворона о принцессе. Тролль. Номер главы. Кай и Герда. Шуба и шапка. Снежная королева.

«Поэт Тютчев» - Зима. Весна. Фёдор Иванович Тютчев. Ветры тёплого порывы, Дальний гром и дождь порой… Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует… Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Гражданская лирика Тютчева. Детство. Стихотворение «Я встретил вас» написано в один день – 26 июля 1870 года. Подготовила: Субботина Мария, 6а класс. Неохотно и несмело Солнце всходит на поля. День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай.

«Природа в русской литературе» - Природа – частица огромного мироздания. Образ природы в творчестве А. Пушкина. Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране. Образ природы в творчестве А.Фета. Осень. Красота родного края. Образ природы в творчестве М.Пришвина. Образ природы в творчестве Ф. Тютчева. Образ природы в творчестве С. Есенина. Выразительные средства языка в изображении природы. Мир природы в русской литературе.

Елена Чайковская
Сообщение для педагогов «Любовь к Родине начинается с любви к родному краю»

" Любовь к Родине начинается с любви к родному краю . У каждого человека, есть свой маленький уголок - деревня, улица дом, где он родился , Это его маленькая родина . А из множества таких маленьких, разных уголков и состоят наша общая великая Родина .

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, уехав из родных мест навсегда . человек вспоминает их с теплотой и грустью, он постоянно с гордостью рассказывает своим знакомым о красоте и богатстве своего родного края ? Это происходит от того, что человек, с ранних лет привязался и полюбил родные места и они вошли в его сердце как самое дорогое. Мы, взрослые. должны помочь ребенку познать и полюбить все, что его окружает. Свою работу начала издалека : вначале познакомила детей; с глобусом, дала представление о том, что планета Земля - одна из множества планет и звезд в большом звездном мире, мы говорили о красоте нашей планеты, о том, что на ней есть леса, поля, реки, моря, города, что наша планета очень красивая. На ней живут люди, животные, птицы. Очень украшают нашу планету деревья, растения, они тоже живые, но совсем не такие, как мы, люди и живут своей жизнью-жизнью растений. На прогулках обращала внимание детей на то, как украшают растения участок нашего детского сада и вокруг него. В дальнейшем мы говорили о России, россиянах, о русском народе и языке, о русском национальном костюме, о богатстве русской культуры, которое должны сохранить и оставить тем, кто будет жить на Руси в будущем. Рассказала детям о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей. Все они говорят на своих языках, но умеют говорить и по-русски. Подчеркнула, что Россия - наша Родина - страна , в которой мы живем и она очень большая. Некоторые дети все еще путают понятия "страна". "город", "столица" и на вопрос : " Как называется страна, в которой мы живем?" отвечают : Томск, Москва. Поэтому часто напоминаю детям, что Москва - столица, а Томск-это наш родной город . На глобусе показала, что на планете Земля есть не только наша. страна - Россия, но и другие страны. Далее познакомила детей с великими и малыми городами России. Рассказала, что Москва-столица нашей Родины , там работает наше правительство, наш президент, что Москва - старинный, очень большой и красивый город. Показала детям иллюстрации о городах Москвы, Петербурга и др. Познакомила детей с картой. Объяснила, что города обозначены кружочками, показала, где находится Москва, а где наш город Томск. Потом провела ряд бесед о городе Томске. Мы уточнили, что место, где родился и вырос человек является его малой родиной . Их родиной является город Томск. Рассказала детям, что Томск расположен в Сибири, мы живем в Сибирском краю и нас называют сибиряками. Стоит наш город на реке Томи. Познакомила детей с картой Томской области, объяснила, что кружочками обозначены города, синими волнистыми линиями реки. Рассказала детям, что наш город Томск-это большой, старинный, сибирский город, но за последние годы наш город помолодел, т. к. построили много новых многоэтажных домов, жилых микрорайонов. Мы живем в микрорайоне Черемошники, где раньше было большое Еренеевское озеро, а вокруг росли черемухи. Уточнила с детьми, на какой улице находится наш детский сад, как называется главная улица нашего города. Подчеркнула, что Томск-город молодежи и студентов, По утрам улицы голода заполняются потоком студентов, которые спешат на занятия в вузы. Дети увидели на иллюстрациях и узнали, какие учебные заведения есть в нашем голоде, какие есть фабрики и заводы на которых работают Томичи. Мы поговорили и о местах отдыха Томичей и о том, что нужно всем заботиться о своем родном голоде . Подчеркнула, что наш детский сад-это частица нашего города, чтобы вокруг нашего детского сада было все зелено и красиво, нужно сажать цветы, деревья и кустарники, поливать их, следить за чистотой на территории сада и вокруг. С детьми беседовали о улице. на которой они живут, о дворе, где они гуляют. Вне занятий мы читаем стихи томских поэтов : Казанцева, Заплавного, Карбышева, а некоторые заучиваем наизусть. В свободное от занятий время познакомила детей с книгами " В краю кедровом ",

" Томские просторы," " Прогулки по старому городу, ".красочные иллюстрации которых помогли детям больше узнать о своем крае, городе. С детьми провела цикл занятий о городе. "например," Мой город Томск", где мы разыграли ситуацию, как будто бы в наш город приехали гости, а дети были экскурсоводами. Мы должны были показать гостям, какие красивые у нас памятники и улицы, рассказать,чем славится наш город, Свою экскурсию мы начали с места, откуда началось строительство г. Томска, т. е. с Воскресенской горы и продолжили с пл. Ленина до Лагерного сада, рассказывая, что находится на пр. Ленина (ЦУМ, Областной драматический театр, Большой концертный зал, главпочтамт и т. д.).Рассказала детям и о наших героях - Томичах : Марии Октябрьской, Иване Черных, Алексее Лебедеве. А также о нашем земляке, летчике-космонавте Н. Рукавишникове. Если не познакомить детей с такой достопримечательностью города, как деревянная архитектура, то они не узнают, что славу нашему городу принесли деревянные терема. Рассказала, что когда гости приезжают к нам, то им обязательно показывают старинные деревянные дома, у крашеные деревянной резьбой. Эту резьбу называют – деревянные кружева. Познакомила, детей с очень великолепными красочными книгами "Деревянная архитектура", "Деревянное кружево" и др. После серий занятий, посвященных г. Томску, я провела беседу о Томской области. Мы рассмотрели карту области и отметили, что наша область очень большая. Дети познакомились с условными обозначениями, по которым увидели, что в нашей области много во-доемов-рек и озер. Познакомились с названием рек Томъ, Чулым, Кеть, Чая, Тым и др., выяснили, что все они впадают в Обь- самую большую реку Западной Сибири. Рассказала детям о значении рек : вода используется в животноводстве, нужна она и в промышленности, вода - главный источник питьевой воды, по рекам ходят теплоходы, сплавляют лес и т. д. В реках водится много рыбы : осетр, стерлядь, нельма, мускун, язь, щука, окунь и др. Также отметила, что в нашем краю много болот и лесов , что самое большое болото – Васюганское.

Показала на карте города Томской области : Асино. Колпашево. Стрежевой, Кедровый, Томск. Рассказала детям о главном богатстве нашего края - о лесе. Уточнили, какие деревья растут в наших лесах, чем отличается хвойный лес от лиственного, какие деревья растут в хвойном лесу (кедр. сосна, ель, пихта. лиственница, можжевельник, какие лиственные (береза, осина, тополь. черемуха, липа, рябина и др.) .какие животные живут в наших лесах (заяц, белка, лиса, медведь, рысь. рассомаха, соболь, выдра и др. ,какие птицы обитают (синица,клест, кукушка, кедровка, глухарь, дятел, рябчик, сова, тетерев и др.). Отметили, что в наших лесах много грибов, ягод, а также растут очень древние растения - папоротник, мхи, лишайники. Все мы рассмотрели на. иллюстрациях. Вместе с детьми устанавливали связи, которые существуют между растениями и животными. Например, между кедром с белкой, бурундуком и кедровкой.

Тема " Краеведение " очень обширная. Поэтому на занятиях весь материал охватить невозможно, следовательно много беседуем с детьми в свободное от занятий время по темам :"Ягоды и грибы", " Птицы нашего леса"," Перелетные и зимующие птицы," "Животные нашего леса. "и т. д. Читаем рассказы, стихи, загадываем загадки, рассматриваем картинки, иллюстрации и т. д, также читаю детям сказки и легенды народов Сибири, книгу "Томские сказания" В группе собран материал о родном городе , крае, который очень хорошо помогает мне в работе с детьми по ознакомлению с родным краем и городом . Книги о Томске, карта и Томской области, игры и многое другое. Занятия по изобразительной деятельности стараюсь связать с темой родного края . Мы лепили животных нашего леса, птиц. Интересное занятие прошло на тему "Праздник птиц" где прошло закрепление знаний детей о

зимующих и перелетных птицах.

Очень приятно то, что нашим детям интересно знать историю родного города и края , его прошлое и настоящее. Поэтому работа по этой теме буду продолжена в дальнейшем. И мне кажется, что чем больше интересного мы будем рассказывать детям о родном крае , городе, тем шире откроется перед ними окружающий мир, тем сильнее они полюбят свою родину .

Тамара Корольченко
Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края

Любовь к Родине - это одно из проявлений патриотизма. Это сложное чувство слагается из эмоционально - положительного отношения, устойчивого интереса к природе и желание трудиться в природе , преобразуя и охраняя ее. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы , человек вспоминает их с теплотой и любовью , с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края ?

В этом - выражении глубокой любви ко всему , что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам , знание того, чем знаменит родной край , к природе родного края взрослые передают детям. Это чрезвычайно важно для воспитания начал патриотических чувств.

Первые представления о родной стране , которые ребенок получает в детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности , того края , где он живет. Любой край неповторим .

В любом месте своя особенная, неповторимая природа . Везде есть «особенные» , дорогие его жителям тропинки, «особенные» деревья. В нашем Богородском, на мой взгляд, это липы, старые и огромные, которые остались еще в деревне, красавицы – рябины вдоль дороги, и, конечно же, ели у памятника погибшим воинам, пруд у церкви.

В. А. Сухомлинский писал : «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерний зари и облаком, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом; но это облагораживание требует больших воспитательских усилий…»

Каждый объект природы , яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение к природе , передавать его в рассказах, рисунках.

Встречи с природой возбуждают фантазию ребенка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.

Общение с природой , познание ее тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаем природу родного края , тем больше начинаем любить его. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края . Река, лес постепенно оживают для него. Игры в лесу, на лугу, на берегу реки или озера, сбор грибов, ягод, наблюдения за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. От первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации-у него появляются любимые тропинки в лесу, деревья, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными , остающимися в памяти на всю жизнь. Всю жизнь человек хранит эти воспоминания. Из пристального внимания к природе , из привязанности к месту детских игр, возникает и развивается любовь к своему родному краю , к родной природе , к Родине , воспитывается чувство патриотизма. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной . Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Любовь к природе определяется бережным отношением к ней. У детей дошкольного возраста это выражается в элементарной заботе о растениях и животных. Интерес к природе появляется уже в младшем дошкольном возрасте. Малыш удивляется, встречая новый цветок, незнакомое животное,первый с ней, бегущие ручейки. Его вопросы-первые ростки радостного чувства познания природы , интереса к ней, и это нужно укреплять, поддерживать. С детьми 3-4 лет проводят целевые прогулки. Они кратковременны, эпизодичны. Постепенно границы наблюдений расширяются : участок детского сада, знакомая улица, речка, поле. Воспитатель не только сообщает детям первые знания о природе , но и дает пример оценок наблюдаемых явлений : «Это луг, смотрите какой он красивый, сколько здесь разных цветов растет : и голубей желтых,и белых…»

Однако воспитанником младшего возраста уже знакомят и с правилами бережного отношения к природе : растения необходимо поливать, нельзя без нужды рвать цветы, листья,

Старших дошкольников знакомить с природой родного края можно на экскурсиях и прогулках, во время занятий и бесед, во время наблюдений. Однако этого не достаточно : детям нужен минимум элементарных экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически правильно : не шуметь в лесу, не включать громко музыку, не разжигать огонь близко к деревьям, не рвать охапками цветы, не обижать насекомых и птиц.

Большую помощь в обогащении чувственных представлений дошкольников, в организации разнообразных их встреч с природой может оказать семья . В воскресный день родители с детьми ездят в лес, на водоем, можно попросить их собрать природный материал , определить лекарственные растения, сфотографировать что-то необычное. А затем эти фотографии, поделки поместить на выставках. Что и в нашем детском саду это практикуется очень часто.

Передать свое отношение к природе ребенок может через пейзажную лирику Пушкина, Есенина, Некрасова, через составление рассказов из личного опыта, в рисунках, поделках.

Завершающим этапом работы по ознакомлению детей с природой родного края и воспитанию любви к родине являются праздники и вечера досуга «Времена года» , «Люблю березку русскую» , «Родная природа » и др.

Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к ценностям родного края . Родной край-это часть нашей родины .

Каждому человеку необходимо знать родную природу .

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников посредством ознакомления с историей и культурой родного края Формирование нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста процесс длительный и сложный. Поэтому образовательная работа.

Актуальность: Многие века человек, прямо или косвенно воздействуя на природу, менял ее облик. Вслед за изменением условий существования.

Выступление на МО в МБДОУ д/с № 42 26.11.2015 г. Тема МО: «Формирование основ нравственно-патриотического воспитания посредством любви к.

Формирование познавательной активности путем ознакомления с природой родного края Чувство любви к Родине, родному краю – одно из самых сильных чувств. А почувствует ли человек привязанность к родной земле, если отдаляется.

Консультация «Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края»

Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края Разработка содержания экологического образования дошкольников и его экспериментальная апробация убедили специалистов в том, что природа.

Целевая группа: - дети среднего дошкольного возраста, родители Масштаб проекта: - 3 месяца (февраль – апрель) Цель проекта: Формировать.

ПРОГУЛКИ В СЕНТЯБРЕ Прогулка 1 Цели: расширять представления о многообразии неживой природы; развивать умение устанавливать связи между.

Бигеева О. А. МАДОУ № 52, г. Армавир Воспитание любви к Родине через природу родного края. «Любовь к родной стране начинается с любви к.

Занятие по формированию ценностного отношения к природе родного края посредством знакомства со сказкой Василия Белова Цель: Формирование ценностного отношения к природе родного края посредством ознакомления с произведениями вологодских авторов. Задачи: 1.

Библиотека изображений:

«.. Любовь к родной стране невозможна без любви к природе» (К.Паустовский)
Краса полуночной природы,
Любовь очей, моя страна.
Языков.
Слово « Родина» входит в жизнь человека как самое близкое и дорогое, постепенно углубляясь, год от года.
Только чувство любви к Родине, которая начинается от отчего порога, только такое чувство рождает патриота и проносит его на протяжении всей жизни. Для патриота слово «Родина» имеет два значения. Одно – земля его предков с неповторимой красотой и прелесть природы, с многовековой историей и культурой. Другое – чувство интернационализма народов, проживающих в согласии и толерантности.
«.. Любовь к родной стране невозможна без любви к природе», - написал Паустовский. Как эхом вторит ему наш земляк, певец Приишимья, казахский писатель Сабит Муканов: «Вы не встретите человека, который не любил бы своей родины. И каждый думает, что любит свою родину больше всех, и все любят ее по-разному, потому что нет прекраснее тех мест, где родился и рос…».
Для казахской и русской литературы природа всегда была хранилищем мудрости и силы, а отношение человека к ней – мерилом его нравственной высоты. У каждого из нас есть свои Жаман-шубар, Мещерский край, малая родина, и поэтому так понятны нам и близки строки писателей об этом: «Жаман-шубар – лесистый остров посреди степи… Трава здесь такая, что в ней, как говориться, можно скрыться целому стаду овец, земля тучная, чернозем вглубь шел чуть ли не с аршин… Одна беда была – это почти полное отсутствие воды». Или у Паустовского: «этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забудется первая любовь».
Эта любовь к писателю, горожанина-москвича, пришла уже в зрелом возрасте, в тридцать два года, когда произошло знакомство со средней полосой России. В дальнейшем внимание и любовь к этому краю оставались неизменным. На закате жизни прозаик с полным основанием скажет: « ... я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля.
Я не променяю среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Сейчас я со снисходительной улыбкой вспоминаю юношеские мечты о тисовых лесах и тропических грозах. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки…
Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещорском краю».
Природа родного края даровала и Сабиту Муканову, и Контантину Паустовскому тонкий и чуткий слух, проникновенный зоркий глаз, тревожное и отзывчивое сердце. Многое дала она им увидеть и почувствовать, о чем они впоследствии рассказали самобытным и красочным, правдивым и образным языком своих книг.
Много больших и малых озер на нашей Земле, сиротское детство Муканова скрашивало одно из них – озеро Дос, где аульные дети купались, устраивали игры.
Как трогательно, глубоко эмоционально звучит риторическое обращение к озеру уже повзрослевшего автора. Озеро в обращении превращается в живого, почти осязаемого друга детства.
«Дорогой Дос! Милый, милый, незабвенный друг! Так я и не исполнил своего давнишнего обета – не написал о тебе ни поэмы, ни рассказа, не переложил на стихи ни твоих тихих жалоб в ненастную погоду, ни шепота твоих ласковых волн в ясный день. Но как тебя благодарить за все те маленькие радости, которые ты дарил нам в нашем горьком детстве! Как бы без тебя были бедны мои воспоминания об этих годах. И такое огромное богатство принес я благодаря тебе в свою трудную, овеянную огнем и дымом сражений юность! За все, за все благодарю тебя, мо друг, мой Дос!».
Не меньше трепетных чувств вызвало в свое время у автора и озеро Алуа, у берегов которого вспыхнуло в нем первое чувство. В канву повествования о собственных переживаний удачно вплетена легенда о двух несчастных влюбленных Алуа и Жарылкамысе, нарушивших жестокие родовые обычаи. Их трагическая история напоминает нам легенду о Енлике и Кебек.
У Паустовского озера обладают таинственной и завораживающей силой, так как путешествие по ним порой могли закончиться гибельно.
На западе Мещерского края, на так названной Боровой стороне, среди сосновых лесов лежат в мелколесье восемь боровых озер. К ним нет ни дорог, ни троп, и добраться до них можно только через лес по карте и компасу. «У этих озер одно очень страшное свойство – чем меньше озеро, тем оно глубже.
«… Мы шли мшарами к Поганому озеру. Озеро было таинственное. Бабы рассказывали, что по его берегам растут клюква величиной с орех и поганые грибы «чуть поболее телячьей головы». От этих грибов озеро бабы ходить опасались – около него были какие-то «зеленущие трясины».
… Издали видно, какая черная, будто смола, вода в Поганом озере».
Другое свойство в Мещере почти у всех озер вода разного цвета. «Черное озеро названо так по цвету воды, вода в нем черная и прозрачная.
В иных озерцах (например, в Черненьком) вода напоминает блестящую тушь…». В Уртенском озере вода фиолетовая, в Сидене – желтоватая, в Великом озере - оловянного цвета, а в озерцах за Прой – чуть синеватая. Цвет объясняется торфяным дном озер, чем старее торф, тем темнее вода».
Не меньшим лиризмом проникнуты строки описания красоты и силы хозяина степного Ишима и мещерской Оби, богатство лугов, напоенных водой рек:
«Луг словно изнемогает под тяжелой своей красотой, а его пестрые, пушистые цветы переливаются оперением раскрывшегося павлиньего хвоста»
«Разнообразие трав в лугах неслыханное. Некошеные луга так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова. На километры тянутся густые, высокие заросли ромашки (величиной с ладонь), цикория, клевера, дикого укропа, гвоздики, мать-и-мачехи, одуванчиков, генцианы, подорожника. Колокольчиков, лютиков и десятков других цветущих трав».
Описание природы в произведениях Муканова и Паустовского – это не просто урок, на котором разворачивается действие, оно помогает увидеть и почувствовать созвучие души автора и природы. Интимное, сокровенно-любовное отношение к природе определило характер пейзажной живописи писателей в степи.
Просыпаясь в степи или в лесу, «два-три часа сна… стоят многих часов сна в духоте городских домов, в спертом воздухе асфальтовых дорог», перед тобой разворачивается картина восхода солнца: «… На самой линии горизонта, то есть около самой земли, появляется длинная тускло-желтая, как лепестки степного тюльпана или вялые листья клена полоса. Она растет вширь, становится все больше и больше, захватывает небо, постепенно начинает набирать багрянец, а пройдет час - и исчезнет все желтое: кроваво-красный свод полыхает над всей степью, багрово-сизые, черно-рыжие и просто черные облака, но все с алыми светящимися краешками, похожими на радужную пыльцу бабочек, плывут по нему.
Солнце поднимается все выше и выше, небо начинает переливаться, как перламутровая раковина… Но солнце поднимается все выше и выше, и небо окрашивается такой чистотой, свежей, юной голубизной, что, посмотрев на него, и сам молодеешь…».
После путешествия по краю, проходит быстро день и наступает «темная тишина».
«…Ночь тянется медленно: кажется, ей не будет конца. Сон в осенние ночи в палатке крепкий, свежий, несмотря на то, что просыпаешься через каждые два часа и выходишь посмотреть на небо – узнать, не взошел ли Сириус, не видно ли на востоке полосы рассвета.
С каждым часом ночь холодеет. К рассвету воздух уже обжигает лицо легким морозом, полотнища палатки, покрытое толстым слоем хрустящего инея, чуть-чуть провисают. И трава седеет от первого утренника…»
Природа в произведениях писателей – это не просто описание полей, перелесков, холмов и рек, рассветов и зорь, и не фон, на котором разворачиваются основные события. Чувство природы равнозначно для Муканова и Паустовского чувству родины: «Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной стране невозможна без любви к ее природе».
Для Паустовского отношение к природе – один из основных критериев оценки человека: «Нет ничего омерзительнее, чем равнодушие человека к своей стране, ее прошлому, настоящему и будущему, к ее языку, быту, к ее лесам, полям, к ее селениям и людям, будь они гении или деревенские сапожники».
В произведениях писателей природа – это источник лирического вдохновения, она обладает большой силой эстетического воздействия на читателя. Паустовский особенно дорожил этими лирическими красками родной природы: «Я не знаю страны, обладающей такой огромной лирической силой и такой трогательно живописной – со всей своей грустью, спокойствием и простором, - как средняя полоса России. Величину любви к ней трудно измерить. Воспевая в своих произведениях природу, Паустовский выступал ее защитником. Он утверждал: «Прекрасный ландшафт есть дело государственной важности. Он должен охраняться законом. Потому что он плодотворен, облагораживает человека, вызывает у него подъем душевных сил, успокаивать и создает жизнеутверждающее состояние, без которого немыслим полноценный человек нашего времени».
Картины природы, описанные писателями, заставляют душу встрепенуться, с необыкновенной остротой всмотреться в себя, в свою жизнь, отчетливо понять, в каком неоплатном долгу мы пере нашей Родиной.
«…Родной край для каждого человека, это завещание, оставленное ему предками. Это то, чем ни при каких обстоятельствах нельзя пренебрегать. Да, бесспорно, планета огромна, и мир, действительно красив, но никто не сможет переубедить меня в том, что лучше Родины нет нигде на всём земном шаре!»

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Л.С.Лихачев.

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

Мы с вами живем в небольшом и очень красивом городе, в городе Шумерля. Послушайте стихотворение Михаила Колчина «Гимн Шумерле», о нашем любимом городе:

Люблю тебя, мой край присурский,

Мой город скромный и родной.

Чуваш, мордвин, татарин, русский

Живут семьёй здесь одной.

Черемухи цвет белоснежный

С весенней трелью соловья.

Полна, полна любовью нежной

Душа моя и песнь моя.

А как хорош ты теплым летом,

Когда «идет зеленый шум»,

И полнюсь я добром и светом,

И радостно от светлых дум.

Ты хорошеешь год от года,

И так мне мил твой новый лик,

А в твердой поступи народа

Пусть будет каждый шаг велик!

В нормативно-правовой основе педагогического процесса по нравственно-патриотическому воспитанию необходимо учитывать следующие документы:

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы»;

Закон РФ «Об образовании»;

Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»;

Закон «Об увековечении Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 гг.»;

Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»;

Национальная доктрина образования в РФ.

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки нравственно-патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.

Патриотизм - это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.

Понимая важность этого вопроса, одним из приоритетных направлений ДОУ является работа по нравственно-патриотическому воспитанию, задача включена в годовой план.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов, является:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городе;

знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

чувства ответственности и гордости за достижения страны;

формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы педагоги, должны довести до сознания детей то, что Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе

Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной деятельности воспитателя с детьми.

Воспитание патриотических чувств - сложный, длительный, непрерывный процесс, который предусматривает корректировку разработанных мероприятий на последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов.

Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по следующим направлениям:

1. Методическое сопровождение.

2. Работа с детьми

3. Работа с родителями

4. Работа с социумом.

Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:

1. Знакомство с родным городом, его историей

2. Знакомство с родным краем и Россией

3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.

4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.

5. Знакомство с государственной символикой города, республики, стран.

Методическое сопровождение.

1. Создание предметно - развивающей среды патриотической направленности:

В холле оборудовали стенды: «Моя страна», «Моя Республика», «Мой город»;

В группах: педагоги подобрали: дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос», «Улицами родного города» и др.;

Изготовили дидактические папки: «Мой город», «Моя семья», «Государственная символика России», «Они сражались за Родину», «Все о космосе», «Служу России», оформили сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «На флоте» и др.;

Подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети совершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.;

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения в зависимости от возрастной группы.

Организуя работу по патриотическому воспитанию в современных условиях, мы не должны забывать о происходящих событиях. Олимпиада войдет в историю- дети должны испытывать гордость за наших спортсменов, за нашу страну и также за свою республику. Проведение мероприятий способствует

Работа с кадрами.

Главной целью осуществления методической работы с кадрами по патриотическому воспитанию дошкольников является совершенствование работы дошкольного учреждения по данной проблеме. Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самые эффективные факторы воспитания. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.

К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

В содержание ее входят следующие направления работы:

Изучение воспитателями методических источников и педагогической периодики, организация работы творческой группы педагогов по патриотическому воспитанию;

Проведение семинаров-практикумов; педсоветов по этой тематике

Организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и реализации образовательных проектов, вовлечению родителей в проведение совместных мероприятий.

Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта.

Работа с детьми

Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием.

Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь зарождается. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Задача педагога:

Отбор объектов, впечатления от которых доступны детям. Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, целесообразными, неповторимыми, характерными для данной местности (своя природа, свой быт, ремёсла, традиции).

Отбор сведений и понятий, которые способен усвоить дошкольник (близость расположения, частота посещения, назначение, удобство)

Расширение диапазона объектов для старших дошкольников - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники, символика города. Старшие дошкольники должны знать: название города, своей улицы и прилегающей к ней, в честь кого названы.

Огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей (конкретные примеры).

Привитие детям важных понятий как « долг перед Родиной», «любовь к Отчизне», «ненависть к врагу», «фронтовой и трудовой подвиг».

Знакомство с другими городами, столицей, символикой государства.

Показ большого через малое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.

Работа с детьми проводится в нескольких направлениях:

1.Во время проведения образовательной деятельности.

В детском саду воспитатели с детьми постоянно любовались и восхищались красивыми природными явлениями, предметами рукотворного мира, добрыми поступками людей, необычной архитектурой строений и др.,

Героями, желание быть похожими на людей смелых, таких, которые рискуют жизнью во имя спасения товарищей,

Создавали условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской деятельности. Создавали условия для самостоятельного выбора детьми вида деятельности: творческой игры, составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки, рисования, трудовой деятельности и др. Дети рисовали на темы: «Во дворе», «Наша армия», «День Победы», делали коллективную аппликацию «Город будущего», «Машины едут по улице», «Мы отдыхаем» и др., конструировали на темы «Наш садик и участок», и др.

Старались так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих людей и себя,

Приглашали родителей, гостей для беседы с детьми (родителей на занятия с детьми по знакомству с трудом взрослых; родственников детей, ветеранов Великой отечественной войны, — на познавательные занятия),

При знакомстве детей с трудом взрослых старались выбрать объекты, которые способствуют формированию у детей положительного отношения к труду и наиболее ярко раскрывают качества людей. Например, труд строителя, милиционера и др. Знакомство детей с любой профессией дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей города.

Рассказы, беседы на тему, чем прославились в нашем городе, в детском саду родители детей. Мамы помогли помыть и заклеить окна, принесли рассаду для цветов и саженцы, а потом все вместе посадили на территории детского сада. Чья-то мама помогла сшить костюмы, папа привез пиломатериал, а все вместе папы сделали горку, машину, домик. У детей возникает чувство радости, чувство уважения к родителям, присутствует желание подражать доброму делу родителей. Они начинают уважать труд своих родителей - стараются беречь то, что сделано близкими людьми.

Связь воспитателя со специалистами:

Логопед - разучивает с детьми потешки, приговорки, народные шуточные стишки, скороговорки, показывает богатство и красоту родного языка;

Музыкальный руководитель проводят фольклорные и патриотические праздники, знакомят с народной музыкой;

Инструктор по физической культуре проводит подвижные игры разных народов нашей страны.

В понедельник - обязательные беседы «Как прошли выходные?» — воспитание привязанности и любви к семье.

В другие дни: «Кому требуется помощь и как её осуществить?», «Какие новые стихи или рассказы российских писателей ты услышал?», цель - воспитание через художественное слово. Использовались следующие формы работы с детьми:

«Фантазирование» (город будущего; если бы я стал мэром города, волшебником, строителем и др.); «Академия детских идей» (создавали макеты, планы, коллажи и др).

Цель этих форм работы - создание условий для отражения детьми полученных знаний и представлений в разнообразных видах детской деятельности.

2. Во время проведения праздников:

В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду. Это:

народные и фольклорные праздники - Масленица, День Земли;

государственно-гражданские праздники - День защитника Отечества, День Победы, Новый год, День знаний, День города; День Космонавтики,

международные праздники - День матери, Международный женский день, День защиты детей;

православные праздники - Рождество Христово, Пасха;

бытовые и семейные праздники - дни рождения, выпуск в школу, праздники, капустники

Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением не только зала, а также мордовской избы, улицы, своих прогулочных веранд, сопровождаются интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.

Ежегодно принимаем участие в районных мероприятиях, различных городских конкурсах: конкурс чтецов «Алая гвоздика», «День космонавтики», «Пасхальный звон», к 25-летию вывода войск из Афганистана», «Дорожный калейдоскоп» и др.

Духовно-нравственное воспитание.

Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами - это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К.Д.Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни.»

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества». «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица).

Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

Ни один православный праздник у нас не проходит без приглашения духовенства, рассказывающие детям о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Чтобы дети знали свою историю, почитали наши праздники, знали обычаи и традиции своих предков коллектив в Д/С устраивает встречи с пожилыми людьми.

«День пожилого человека», «Как молоды мы были».

2) Экскурсионные маршруты: в музей, в библиотеку, к школе, к проезжей части дороги. Важно привлечь внимание детей к объектам города, которые расположены на ближайших улицах. Нам повезло в этом плане, детский сад находится в центре города.

Существует у нас традиция: накануне великого праздника Победы, вывода войск из Афганистана с детьми старших и подготовительной групп ходим к вечному огню, на аллею славы, чтобы поклониться и возложить цветы в знак благодарности погибшим воинам.

Посещение ветеранов, где дети с огромным интересом слушают рассказы о войне, рассматривают фотографии, ордена и медали. . Изготавливала вместе с детьми подарки малышам, сотрудникам детского сада, родителям, гостям группы, ветеранам Великой Отечественной войны;

После таких мероприятий появляется много интересных рассказов, рисунков и детских игр.

Организуя работу по патриотическому воспитанию в современных условиях, мы должны знакомить не только с историей, но и не должны забывать о происходящих событиях. Олимпиада Сочи -2014 войдет в историю- дети должны испытывать гордость за наших спортсменов, за нашу страну и также за свою республику. Проведение мероприятий способствует

Нравственное формирование личности происходит прежде всего в процессе деятельности, в результате которой возникают коллективные отношения между людьми. В труде и в учении развиваются физические и духовные силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за успехи коллектива и свои личные, крепнет воля, складывается характер. В игре как бы моделируются сложные жизненные ситуации, которые требуют определенной линии поведения спортсменов, взаимопонимания, товарищеских отношений, взаимовыручки.

Дополнительное образование - кружковая работа.

«Юный друг кадета».

В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желании сохранять и приумножать богатство нашей Родины.

«Мокшаночка».

Региональный компонент.

Включен во все виды деятельности детей: игровую, трудовую, познавательную, творческую. Мордовский край представлен моделью «Мордовской избы», предметами быта, одежды. Это печь, сундуки, посуда.

Дети знакомятся с играми, традициями, костюмами народов, живущих в нашем крае.

Разучивают песни, игры.

Работа с родителями.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенна трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации), мы поставили цель - вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах).

Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи.

Традиционными стало проведение конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, где родители совместными усилиями создают для своих детей снежные постройки, строят горки, помогают в озеленении территории. Глядя на них, дети и сами стараются вложить свою лепту.

Большое значение имеет семейные экскурсии по микрорайону, городу, посещение с родителями отдельных помещений и предприятий, организация фотовыставок и рисунков детей, Семейные клубы, а также совместные проекты «Дети-родители».

Ведь семейное изучение своей родословной помогает детям понять, что семья - ячейка общества.

Родители принимают самое активное участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков и поделок, на лучшее оформление группы к новому году, лучшая елочная игрушка и т.д.

В детском саду применяется метод семейных проектов. Суть его в том, что каждая семья, учитывая свои собственные интересы и приоритеты, готовит материл по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствовала их сближению, появлению общих интересов. Родители проявляли активность и заинтересованность к совместной работе. Участие в проектах «Моя родословная», «Герб семьи», проведение фотовыставок «Моя семья», «Моя мама самая лучшая».

Живой интерес и удивление родителей вызвал стенд «Ёлочка желаний», где дети каждый на своем новогоднем шарике поделился своей мечтой.

А проведение таких мероприятий, как «А ну-ка мамочки» показал творчество мам в изготовлении костюмов для своих детей, их кулинарные и творческие способности в конкурсе талантов.

Работа с социумом

Осуществляется тесное взаимодействие с педагогами дополнительного образования из Дворца детского творчества (выставки работы наших детей, участие в конкурсах);

СШ № 6 (с кадетским классом, начальными классами, ЮИДавцами), которые частые гости в нашем Д\С;

Школа искусств

ГИБД, воинская часть, МВД позволяет обеспечить планомерную работу по ознакомлению детей с трудом взрослых этих профессий

Статистикой

Музей

Детская библиотека

Домом культуры

Духовенством

Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии города, её географии, природе, символике, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возраста.