Что такое развивающая предметно пространственная среда. Как необходимо проектировать развивающую предметно-пространственную среду в условиях реализации фгос до




  • Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы



  • Развитие ребёнка происходит в деятельности, определяющей эффективность развития в каждом психологическом возрасте, которая осуществляется в условиях определенной развивающей предметной среде;

  • Развивающая среда является источником становления субъектного опыта ребенка;

  • В условиях развивающей среды ребёнок реализует свое право на свободу выбора деятельности.



  • Единство педагогического процесса и преемственность этапов развития деятельности в раннем, младшем и старшем дошкольном возрастах обеспечивается системой развивающей предметной среды с учетом специфики образовательного процесса в возрастных группах детского сада.

  • Развивающая предметно-пространственная среда является эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.

  • Среда не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, она служит также непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.



  • Принцип уважения к потребностям, нуждам ребёнка;

  • Принцип гибкого зонирования среды;

  • Принцип уважения мнения ребёнка;

  • Принцип опережающего характера содержания образования;

  • Принцип динамичности- статичности среды;

  • Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

  • Принцип детской активности, самостоятельности, творчества;

  • Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;

  • Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

  • Принцип открытости-закрытости среды;

  • Принцип учета половых и возрастных различий детей.



Комфортность и безопасность;

  • Комфортность и безопасность;

  • Обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

  • Обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельности;

  • Обеспечение возможности для исследования и научения;

  • Функциональность предметной среды



  • Предметное содержание(игры, пособия, оборудование);

  • Организация предметов и оборудования в пространстве;

  • Организация во времени (изменения, вносимые в среду).





  • Предметная среда должна включать материалы для развития ребенка в различных, соответствующих его возрасту видах деятельности: игровой, продуктивных, познавательно-исследовательской, двигательной.

  • В среде должны быть представлены различные виды игрушек: сюжетные (образные), технические, конструктивные, театральные и декоративные, дидактические игрушки и игры, игрушки для подвижных игр, игрушки-самоделки, игрушки-забавы, игровое оборудование.



  • Игрушки должны содействовать информированности и разностороннему воспитанию детей;

  • Игрушка должна быть пригодной к использованию одновременно группой детей и инициировать их совместные действия.

  • Игрушка должна быть полифункциональной, что предполагает гибкое её использование в соответствии с замыслом ребёнка, сюжетом игры.

  • Игрушка должна правдиво отражать реальную действительность.

  • При подборе игрушек должны учитываться особенности восприятия цвета детьми разного возраста.



  • Для изготовления и внешнего оформления игрушек разрешается употреблять только безвредные материалы и красители. Нельзя использовать легковоспламеняющиеся материалы.

  • Для детей раннего и младшего дошкольного возраста необходимо изготовлять игрушки из материалов, которые легко поддаются санитарной обработке. Размер не менее 3 см.

  • Игрушки должны быть прочными и надёжными в действии, удобными в пользовании и по весу соответствовать физическим силам ребёнка определенного возраста.



Игрушки не должны:

  • Игрушки не должны:

  • Провоцировать ребенка на агрессивные действия;

  • Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным)

  • Наталкивать на игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием

  • Возбуждать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки компетентности детского возраста.



  • Пространственная среда должна нести определенную информацию. Удовлетворяющую «пространственную потребность» детей.

  • Организация пространства должна учитывать характер деятельности детей, направленной на освоение информации. Пространство должно обеспечить свободу передвижения, нести в себе элементы неожиданности, создавать препятствия на пути движения ребенка.

  • Пространственная среда должна быть нацелена на пробуждение у детей фантазии, воображения, мира таинственного и загадочного приключения (скрытые уголки, тёмный туннель, пещера и т.д.)

  • Все игровые зоны должны быть открытыми не только для доступа, но и для вариативного оформления. Взрослые лишь намечают игровую ориентацию, а дети вносят свои идеи, приспосабливая имеющееся оборудование, игровой материал. Чем старше возраст детей, тем большее участие они могут принимать в оформлении среды.

  • Психофизиологические возможности цветовой среды более активны, поэтому цветовая характеристика интерьеров зависит, в первую очередь от функциональных особенностей помещений, а затем уже от их объема, формы, пропорций, освещенности.

  • Очень важно не перегружать оптической информацией помещение группы.



  • Игры, игрушки, пособия, находящиеся в группе, должны в течение года периодически сменяться. Условно их можно разделить на три категории:

  • «сегодня» (тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях или в других организованных формах взаимодействия со взрослыми)

  • «вчера» (материал исследованный, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний);

  • «завтра» (содержание, с которым предстоит познакомиться в недалёком будущем).

  • Чем младше дети, тем чаще должна проводиться смена материалов.



  • Сформулировать цели и задачи работы (исходя из образовательной программы детского сада)

  • Выписать на листе бумаги:

  • Учебно-методические пособия, необходимые для воспитания и обучения;

  • Игры и игровые материалы для самостоятельной детской деятельности;

  • Специальное оборудование для детских видов деятельности.

  • 3. Составить перечень дополнительного оборудования

  • 4. Оценить имеющийся ресурс оборудования и материалов в группе.

  • 5. Определить пространственное размещение оборудования и материалов в группе и дополнительных помещениях, придерживаясь принципа нежесткого зонирования.

  • 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме (на 2-3 месяца работы)

  • 7. Изучить интересы, предпочтения, особенности детей группы

  • 8. Продумать последовательность внесения изменений в предметно-пространственную среду в течение года



Доронова Т.Н., Ерофеева Т.И.,Короткова Н.А.,Рунова М.А. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих/ Под ред. Т.Н.Дороновой и Н.А.Коротковой. М., ЗАО «Элти-Кудиц»,2003.

  • «ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА»

    Эффективность деятельности, направленной на развитие дошкольника, во многом зависит от предметно-пространственной организации его жизни, развивающего потенциала игрушек и дидактических пособий и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому чрезвычайную актуальность приобретает проблема создания условий, максимально способствующих наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам.

    Данная проблема разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов. Еще в 1989 году в «Концепции дошкольного воспитания», созданной Р.Б. Стеркиной, В.А. Петровским, В.В. Давыдовым, Е.В. Бодровой, указывалось, что необходимым условием для сохранения физического и психического здоровья детей является организация предметной среды в детском саду. Она должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка.

    Позднее В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина разработали концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определили следующие основные принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

    1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии, ориентирующей на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которое способствует установлению оптимального контакта с детьми.

    2. Принцип активности, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем их участия в создании своего предметного окружения.

    3. Принцип стабильности – динамичности, предусматривающей создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями.

    4. Принцип комплексирования и гибкости зонирования, реализующей возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

    5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.

    6. Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов.

    7. Принцип открытости – закрытости, т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию.

    8. Принцип половых и возрастных различий как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.

    Данная концепция и принципы стали основополагающими для построения развивающей среды в дошкольных учреждениях.

    О.А.Артамонова, Т.М.Бабунова, М.П.Полякова в своих работах раскрыли педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:

    1. Комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм.

    2. Соответствие развивающей среды образовательной программе, реализующейся в детском саду.

    3. Учет всех направлений развития ребенка.

    4. Разнообразие предметно-развивающей среды, рациональное расположение ее составляющих.

    5. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.

    6. Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;

    7. Обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования.

    8. Доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей.

    9. Создание условий для изменения среды.

    С.Л. Новоселова в методических рекомендациях отмечала, что при создании предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды. Она выделила следующие требования:

    1. Развивающий характер предметной среды.

    2. Деятельностно-возрастной подход.

    3. Информативность (разнообразие тематики, комплексность, многообразие материалов и игрушек).

    4. Обогащенность, наукоемкость, наличие природных и социокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и его творчество.

    5. Вариативность.

    6. Сочетание традиционных и новых компонентов.

    7. Обеспечение составных элементов среды, соотносимости с макро- и микропространством деятельности детей.

    8. Обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности.

    9. Обеспечение эстетических и гигиенических показателей.

    С.Л. Новоселова также подчеркнула значение единства стилевого решения всех помещений с учетом их функционального взаимодействия и наполнения.

    Особенностью всех этих исследований является построение предметно-пространственной среды как развивающей при обязательном условии реализации личностно-ориентированной модели взаимодействия детей и взрослых. Именно в дошкольном образовательном учреждении возможна организация такой среды, направленной на «гармонизацию с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменчивости, степени влияния на личность ребенка» (Р.Б. Стеркина) всех ее компонентов, которая способствует развитию личности дошкольника. При этом окружающая среда, в которой живет и воспитывается ребенок, может быть разной: поддерживающей, развивающей, насыщенной, комфортной или в некоторых случаях враждебной.

    К сожалению, в практике работы некоторые варианты построения развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада имели ряд недостатков:

    · прежде всего, среда оставалась статичной;

    · в некоторых случаях расстановка мебели ограничивала потребность дошкольников в движении;

    · нередко во всех возрастных группах повторялась одна и та же организация игровых центров с одним и тем же составом игрушек и их расстановкой;

    · оснащение учебных и игровых центров носило выставочный характер, мало использовались продукты детской и совместной деятельности воспитателя и ребенка;

    · при создании не всегда учитывались особенности детей, посещающих данную группу: возраст, уровень их развития, интересы, склонности, способности;

    · дети не принимали участия в проектировании и изменении среды;

    · существовали необоснованные запреты и регламенты в использовании оборудования и помещений.

    Все это приводило к тому, что ребенок вел себя малоактивно и не самостоятельно во взаимодействии с предметной средой в группе.

    Эти проблемы, а также введение Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155), побудили нас к модернизации предметно-пространственной развивающей среды. Нами были изучены требования Федерального государственного образовательного стандарта, в соответствии с которыми развивающая предметно-пространственная среда создается для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

    · содержательно-насыщенной – включать средства обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

    · трансформируемой – обеспечивать возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

    · полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих развивающей предметно-пространственной среды в разных видах детской активности;

    · доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

    · безопасной – все элементы развивающей предметно-пространственной среды должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования.

    Кроме этого, мы основывались на том, что развивающая предметно-пространственная среда в группах детского сада – это не просто набор изолированных тематических уголков и центров, где происходит заданный педагогом учебный процесс подготовки детей к обучению в школе, а «среда обитания» дошкольника, в которой он находится значительную часть времени и может реализовать собственные потребности и интересы.

    Не отказываясь от концептуальных основ построения развивающей среды, принципов, разработанных В.А.Петровским, О.А.Артамоновой, С.Л. Новоселовой, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, мы выделили наиболее приоритетные и значимые для модернизации в нашем детском саду принципы построения развивающей предметной среды:

    Принцип доступности и открытости продиктован особенностями развития ребенка дошкольного возраста, который ведет себя по принципу «вижу – действую» (М.И. Лисина). Цель создания развивающей среды - предложить ребенку разнообразный материал для активного участия в разных видах деятельности, подтолкнуть к тому, что ему интересно и доступно в данный момент. Поэтому в группе на стеллажах, полках, в шкафах в открытом доступе представлено все то, что составляет актуальный и ближайший предметный мир, обеспечивающий развитие ребенка.

    Принцип насыщенности и соответствия возрасту – не менее необходимое требование. Содержание материалов, образующих предметно-развивающую среду, должно соответствовать закономерностям и возрастным и индивидуальным особенностям детей. Каждая возрастная группа должна сохранять материалы прошлой ступени развития: во-первых, для детей, которые эти материалы еще не освоили; во-вторых, для тех игр и занятий, которые возвращают детей к любимым игрушкам и предметам; в-третьих, для создания игровой ситуации, которая в более старшем возрасте почти не представлена игровым материалом. Все эти, значимые в прошлом, вещи сегодня выступают для детей подсобным, вспомогательным материалом. Также необходимо иметь материалы более сложные, ориентированные на детей, опережающих в развитии своих сверстников. Все предметы и материалы, представленные в группах, отбираются в строгом соответствии с принципом педагогической целесообразности и требованиями образовательной программы.

    Принцип трансформируемости и полифункциональности позволяет решить проблему ограничения площади и средств.

    С целью повышения активности и познавательного интереса детей нами был введен дополнительный тематический или сюжетный принцип построения развивающей предметно-пространственной среды. Реализация этого принципа заключается в тематическом оформлении интерьера, подборе мебели и предметов определенной тематики. Так, например, группа для самых маленьких приглашает отправиться в путешествие с веселым паровозиком, младшая группа раскрывает тематику русских народных сказок, а подготовительная группа отражает тематику рыцарского замка. В такой ситуации ребенку изначально предлагается вариант игры в готовых декорациях, но при необходимости, например, отсутствии интереса к конкретному сюжету, детская игра не ограничивается заданными рамками.

    Для воплощения в практику работы детского сада перечисленных принципов был реализован следующий план методической работы на учебный год:

    Мероприятие

    Консультация для воспитателей

    «Построение РППС с учетом требований ФГОС»

    Обеспечить понимание педагогами сущности теоретических принципов построения развивающей предметно-пространственной среды

    Сентябрь

    Мониторинг эффективности использования игровых и учебных центров

    «Популярность игровых и учебных центров в группах»

    Определить наиболее популярные центры путем фиксации числа посещений и продолжительности пребывания детей

    Анкетирование родителей

    «Как играют наши дети?»

    Определить круг конкретных игровых интересов и предпочтений детей

    Конкурс детских рисунков

    «Детский сад, в который я хотел бы ходить»

    Взглянуть на проблему создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды глазами ребенка

    Самоанализ для воспитателей

    «Развивающая предметная среда в группе»

    Выявить уровень соответствия развивающей предметной среды потребностям и интересам детей

    Деловая игра

    «Детский сад будущего»

    Выработать стратегию построения развивающей среды в группах нашего детского сада

    Индивидуальные консультации для воспитателей

    «Актуальные вопросы построения РППС»

    Оказать адресную практическую помощь по вопросам построения предметно-пространственной развивающей среды

    Сентябрь - Май

    Конкурс педагогических идей

    «Мы ищем таланты!»

    Обобщить передовой педагогический опыт, выявить интересные идеи, стимулировать создание дизайн-проектов

    Получившаяся в результате предметно-развивающая среда нашего детского сада комфортна и привлекательна. Яркие, красочные занавески и ковровые покрытия создают радостное настроение. Игровые и учебные центры оснащены всеми необходимыми пособиями, а также дополнены любимыми играми и игрушками конкретных детей. Все игры и материалы доступны для использования в самостоятельной деятельности.

    Для занятий имеется специально отведенное место, но место проведения занятий не ограничивается только этим. Практически на каждом занятии используется несколько центров, дети с удовольствием переходят от одного к другому, выполняя различные задания. В каждой группе выделено место для подвижных игр, где дети могут бегать и прыгать, не мешая при этом тем, кто играет в спокойные игры.

    Обязательно предусмотрены уголки отдыха для детей. Обычно это мягкая мебель, где ребенок может спокойно посидеть или даже полежать. Иногда это специальные кресла-мешки, наполненные шариками для релаксации, различные пуфики или просто крупные мягкие игрушки.

    Разделение игровых центров как непересекающихся сфер активности необходимо. Это дает детям возможность одновременно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Одним из решений этой задачи в нашем детском саду стало условное обозначение границы игрового центра при помощи ковров разного цвета. Такое разделение не мешает свободе передвижений, не ограничивает место для подвижных игр, предоставляет возможность полифункциональности пространства. Так, например, на одном ковре мальчики играют в машинки и строят дорогу, а на другом – девочки воображают себя прекрасными принцессами, собирающимися на бал. Никто не мешает друг другу. Но после «бала» мальчишки и девчонки будут вместе играть на этих коврах в догонялки.

    Очень полезной находкой для нашего детского сада оказались переносные мини-подиумы – возвышения различной формы и высоты. На подиуме можно выступать, тренируясь перед праздничным утренником или исполняя любимую песню для друзей. На подиуме можно построить замок, и тогда постройка оказывается защищенной от случайного разрушения во время другой игры. На подиуме можно играть в любую настольную или сюжетную игру, и тогда подиум превращается в стол, домик для кукол или железную дорогу.

    Интересной оказалась идея использования в предметно-пространственной среде различных светильников и световых эффектов. Так в группе раннего возраста на стене создано световое панно, где в зависимости от цели, поставленной педагогом, поочередно загорается солнышко или месяц со звездами. Этот эффект используется как для привлекательности и повышения интереса детей к режимным моментам в период адаптации, так и для разнообразных игр.

    Тематическое оформление интерьера многократно повышает привлекательность взаимодействия с предметно-пространственной средой группы. Переступая порог группы, ребенок попадает в чудесный мир сказки, где все создано согласно единой концепции, будь то подводное царство, замок юной принцессы или непроходимые джунгли. Трансформация обычной групповой комнаты в особый тематический мир является оправданным с педагогической точки зрения, ведь здесь ребенок получает возможность воплотить свои фантазии, превратив комнату в волшебный мир, полный ярких цветов и невероятных предметов. Группа детского сада сама по себе является большим игровым пространством, местом воплощения всех фантазий. Она не может быть серой и скучной, ведь тогда ребенок будет развиваться не столь активно. От этого зависит и здоровье малыша, его рост и неподдельное ощущение радости, которое останется с ним на долгие годы при воспоминании о добром и беззаботном детстве.

    Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. В результате модернизации развивающей предметно-пространственной среды в нашем детском саду:

    · многократно возросла популярность игровых и учебных центров;

    · повысилась активность детей в учебных, познавательно-речевых центрах;

    · распределение детей по помещению группы стало более равномерным;

    · дети активно включились в процесс игры, познания, творчества.

    Список литературы:

    1. Артамонова О.В. Организация предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении: методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений. – Тольятти: Издательство инф.-тех.центра,1994. – 54 с.

    2. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.

    3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: «Педагогика», 1986. – 144 с.

    4. Новоселова, С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. – 119 с.

    5. Петровский В.А, Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М.,1993. – 102 с.

    6. Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. / Сост. Нищева Н. В. – СПб, Детство-Пресс, 2009. – 128 с.

    7. Эльконин Д.Б. .Детская психология. - М.: Academia , 2011. – 384 с.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

      Как необходимо проектировать развивающую предметно-пространственную среду в условиях реализации ФГОС ДО?

    Взяв за основу требования к проектированию развивающей предметно-пространственной среды ДОО (Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева - СПб.: Питер 2012. – С. 411-412) разработайте и представьте педагогический проект создания развивающей предметно-пространственной среды, ориентированный на обеспечение: игровой, познавательной, исследовательской, творческой, двигательной активности, а также эмоционального благополучия и самовыражения детей*.

    * на выбор слушателя

    Алгоритм подготовки проекта:

    Цель и задачи проекта;

    Обоснование актуальности проекта;

    Теоретические основы проекта (идеи Концепции дошкольного воспитания, Концепции построения
    развивающей среды в ДОУ, психолого-педагогические теории и концепции, связанные
    с выбранными вами видом деятельности дошкольника);

    Раскрытие принципа развивающей среды.

    Проект описывается слушателями в соответствии со структурой и предоставляется с использованием наглядных форм: чертежей, рисунков, схем, макет

    Цель: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно-пространственную среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

    Предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

    Задачи:

    Создание оптимальных условий для игр, обучения и развития в разных видах деятельности.

    Оснащение образовательного пространства средствами обучения и воспитания, расходным игровым материалом.

    Наполнение среды развивающим содержанием.

    Развитие игрового опыта каждого ребенка, воспитание коммуникативных навыков.

    Развитие игровой, познавательной, исследовательской, двигательной, творческой активности всех воспитанников.

    Обеспечение эмоционального благополучия во взаимодействии с предметно – пространственным окружением, возможности самовыражения.

    Понятие предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств»

    (С.Л. Новоселова).

    При построении предметно-пространственной среды ДОУ педагогами учитываются нормативные документы: Письмо Минобразования РФ «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях», Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Постановление о «Санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» и т.д.

    В самом широком (социальном) контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация.

    С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского,

    П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

    В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

    Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении – обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности. Дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

    Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно- пространственную среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.

    Требования к развивающей предметно-пространственной среде

    1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

    2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

    3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

    ● реализацию различных образовательных программ;

    ● в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

    ● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

    4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

    Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

    Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

    Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

    ● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

    ● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

    ● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

    ● возможность самовыражения детей.

    2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

    3) Полифункциональность материалов предполагает:

    ● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

    ● наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

    4) Вариативность среды предполагает:

    ● наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

    ● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

    5) Доступность среды предполагает:

    ● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательная деятельность;

    ● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

      исправность и сохранность материалов и оборудования.

    6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

    Функциональность предметной среды означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют функцию:

    Информационности – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

    Стимулирования. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.

    Развивающую – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

    Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника. Для этого необходимо соблюдать следующие условия. Предметно-пространственная среда в детском саду должна:

      привлекательный вид;

      выступать в роли естественного фона жизни ребенка;

      снимать утомляемость;

      положительно влиять на эмоциональное состояние;

      помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;

      давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.

    Маленького ребенка окружают различные предметы, имитирующие мир взрослых, или специально придуманные для развития ребенка. Он активно манипулирует этими предметами, стремится узнать, как они устроены, для чего предназначены, пытается установить взаимосвязь между предметами и явлениями действительности. Ребенок интересуется тем, как работают различные машины и механизмы, как устроен человек, как объясняются те или иные явления природы.

    Показатели оценки развивающей среды:

      Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;

      Отсутствие конфликтов среди детей;

      Наличие продуктов детской деятельности;

      Динамика развития ребенка;

      Невысокий уровень шума.

    Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития»:

      Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом;

      Совсем незнакомые предметы и материалы.

    Развивающая предметно-пространственная среда

    Рассматривается как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности;

    Включает обстановку, объекты и материалы различного функционального значения;

    Позволяет педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка.

    Таким образом, развивающая среда – это организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

    3. Как эффективно использовать проектную технологию в предметно-пространственной среде ДОУ?

    Современные тенденции и стремительные изменения в дошкольном образовании привели к необходимости использования перспективного метода в работе с детьми – метода проектной деятельности. Особенностью ее является специфика организации - необходимость вовлечения родителей воспитанников в совместную исследовательскую работу. В старшем дошкольном возрасте используются проекты разных видов: исследовательские, ознакомительно-ориентированные. Особую значимость в нашем детском саду приобрели «семейные проекты» .Организация работы по развитию творческого потенциала и исследовательских способностей у старших дошкольников тесно связана с использованием развивающих инновационных технологий, направленных главным образом на развитие у детей самостоятельности и гибкости мышления, способности к саморазвитию. Использование проектной технологии в образовательном процессе имеет ярко выраженный характер сотрудничества между детьми и взрослыми. Спецификой использования метода проекта в дошкольной практике является то обстоятельство, что взрослым необходимо «наводить ребенка», помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее.

    Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

    Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов :

      Исследовательско-творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.)

      Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по -своему решают поставленные проблемы.

      Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, создания семейных гербов.

      Состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.)

      Продолжительность (краткосрочный – несколько занятий, 1–2 недели, средней продолжительности – 1–3 месяца, долгосрочный – до 1 года)

    Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

    Работа в данном направлении реализовывалась через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.

    Благодаря разработанной нами системе работы, педагоги освоили новую технологию – метод проекта, что позволило изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

    Внедряя метод проекта в образовательный процесс нашего ДОУ, мы определили цель и задачи:

    Цель:

    Создать систему работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой технологии - “метод проектов”.

    Задачи

      Организовать систему из семинаров, консультаций, тренингов по освоению педагогами метода проекта в дошкольном образовании.

      Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.

      Создать предметно-пространственную среду, соответствующую требованиям проектного метода.

    Перед тем, как начать работу в данном направлении, мы определили направления работы :

    Это построение взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели воспитания; построение единой содержательной линии, обеспечивающей включение проектного метода в воспитательно-образовательный процесс; корректирование планирования, представив проектный метод в следующих разделах – физическое воспитание, развитие речи детей, художественно-эстетическое воспитание, социально-нравственное воспитание, развитие у детей основ правового сознания, развитие у детей представлений об окружающем мире, об экологии.

    Определили формы работы . Это – семинары, консультации, коллективный просмотр занятий, деловые игры, методические выставки, мастер-класс и методы работы , это – беседы, диспут, практикум, круглый стол, работа с методическими материалами, дни взаимопосещений, презентации проектов.

    Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработка проектов – сюда входит: цель, задачи проекта; их реализация – это модель реализации и поэтапный план действий; анализ результатов .

    Условием освоения каждого этапа является коллективная мыследеятельность педагогов, что позволяет:

      ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;

      освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;

      уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;

      объединять усилия всех субъектов педагогического процесса.